Государственное специальное дошкольное учреждение "Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха"

Развитие слухового восприятия детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом


Как известно, кохлеарная имплантация открывает большие возможности для результативной коррекционной работы с детьми, имеющими глубокое нарушение слуха. Как способ слухопротезирования, кохлеарная имплантация возвращает человеку физическую возможность воспринимать окружающие неречевые и речевые звуки. В то же время для того, чтобы ребенок научился их адекватно воспринимать, понимать их значение и овладел речью, требуется достаточно длительный срок (по данным И. В. Королевой, средний срок реабилитации при благоприятных условиях составляет 5 — 7 лет). Эффективность коррекционной работы определяется рядом факторов, ведущими из которых выступают возраст, в котором проведена операция, профессиональная компетентность учителя-дефектолога и степень включенности родителей в процесс послеоперационной слухоречевой реабилитации.
Главным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта. Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи — это значительно более сложные процессы, которые включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др. Если ребенок был глухим до операции, то эти навыки у него или не сформированы, или развиты недостаточно.
Развитие способности восприятия акустической информации включает следующие ступени:

  • обнаружение наличия-отсутствия акустических сигналов (выработка условно-двигательной реакции);
  • обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые — разные — работа с музыкальными инструментами);
  • различение голоса человека и других неречевых бытовых сигналов;
  • опознавание бытовых сигналов (бытовые шумы, звуки улицы, звуки, издаваемые животными, неречевые звуки издаваемые человеком);
  • определение различных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота и др.);
  • различие и опознавание отдельных звуков речи, надсегментных характеристик речи (интонация, ритм), фонемных признаков (назализованность, твердость-мягкость, место артикуляции и др.);
  • различение и опознавание изолированных слов, предложений;
  • понимание слитной речи;
  • понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помещения.


Обнаружение наличия-отсутствия акустических сигналов. Выработка условно-двигательной реакции — выполнение ребенком какого-либо действия (складывание кубиков в коробку, пуговиц в бутылку, надевание кольца пирамидки и др.) на сигнал взрослого (хлопки в ладоши, удар в барабан, гудок в дудку, произнесение слогосочетаний по типу «па-па-па», произнесение отдельных звуков: «А» и др.). Сначала условно-двигательная реакция вырабатывается слухозрительно, т. к. ребёнок видит выполняемые взрослым действия. Когда ребёнок научился ждать сигнал, необходимо переходить к выработке реакции на слух. Для уточнения диапазона слышимых ребенком звуков при выработке условно-двигательной реакции необходимо использовать неречевые звуки и звуки речи различных частот. Выявление звуков, которые слышит ребёнок важно для коррекции настройки кохлеарного импланта или его слухового аппарата на второе ухо (при наличии).

Неречевые звуки различных частот:


  Низкая  • Барабан

  • Фанатская дудка

  • Тамбурин


Средняя • Гармонь

  • Гитара

  • Деревянная дудка


Высокая • Бубен

  • Колокольчик

  • Свисток


Речевые звуки различных частот:


Низкие м, н, у, б
Средние р, о, ш, в
Высокие щ, с, ц

Для выработки условно-двигательной реакции рекомендуются следующие игры-упражнения:

  • «Кнопка»

Описание выполнения упражнения:
Ребёнок должен нажать пальцем на нарисованную кнопку после того, как взрослый извлечет из игрушки звук. Звуки можно издавать разные, главное, что бы они были услышаны ребёнком. Поэтому сначала используйте более громкие неречевые звуки.
Объяснение задания ребёнку:
Услышишь звук — нажми кнопку.

  • Полёт бабочки»

Описание выполнения упражнения:
Бабочка посажена на один из цветков. Ребёнок, услышав звук, который издаёт взрослый, перемещает бабочку на другой цветок. Так бабочка порхает по полянке цветов: с одного цветка на другой. Необязательно соблюдать какой-то определенный порядок движения бабочки с цветка на цветок. Ребенку можно предлагать слушать разные неречевые звуки, в том числе и более тихие. Например: игрушка-пищалка, колокольчик, погремушка, звяканье ключей и другие.
Объяснение задания ребёнку:
Бабочка слушает. Услышит звук — полетит на другой цветок. Опять слушает. Не слышит звук — не летит.

  • «Спрячь мишку»

Описание выполнения упражнения:
За елочкой сидит мишка. Ребёнок, услышав звук, который издаёт взрослый, прячет мишку за ёлочку. Необязательно соблюдать какой-то определенный порядок движения елочкой. Ребенку можно предлагать слушать разные неречевые звуки, в том числе и более тихие. Например: игрушка-пищалка, колокольчик, погремушка, звяканье ключей и другие.
Объяснение задания ребёнку:
Это елочка. Это мишка. Слушай. Спрячь мишку.

  • «Курица-наседка»

Описание выполнения упражнения:
Взрослый четко произносит звук «Ц» (высокочастотный звук). Ребёнок слушает и после того, как услышит звук, рисует трещину на скорлупе яйца в виде черточки, галочки или зигзага. Сначала можно произносить повторяющийся звук «ц-ц-ц», потом можно произносить его один раз: «Ц».
Объяснение задания ребёнку:
Услышишь цыплёнка: «Ц» — нарисуй трещинку.

  • «Дождь»

Описание выполнения упражнения:
Взрослый чётко произносит: «Кап» (низкочастотный звук). Ребёнок слушает и после того, как услышит «кап», рисует синим карандашом или фломастером каплю-черточку из тучи вниз на землю.
Объяснение задания ребёнку:
Услышишь «кап» — нарисуй каплю.

  • «Яблоня»

Описание выполнения упражнения:
Взрослый громко произносит: «Бах» (низкочастотный звук). Ребенок слушает и после того, как услышит «бах», рисует линию от яблока на дереве вниз на землю — обозначение того, что яблоко падает.
Объяснение задания ребёнку:
Услышишь, как падает яблоко, — нарисуй линию вниз. Дети постарше могут нарисовать яблоко на земле.

Обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые — разные — работа с музыкальными инструментами).

Работу с музыкальными инструментами необходимо начинать с одного музыкального инструмента, например: барабан. Следующим этапом является различение резко отличающихся звучаний музыкальных инструментов, например: барабан — колокольчик. В дальнейшем подключается еще один музыкальный инструмент, например: гармонь.
Опознавание бытовых сигналов.
бытовые шумы: дверной звонок, стук в дверь, телефонный звонок и гудок, звук упавшего на пол предмета, звук капающей воды и текущей воды, шаги;
звуки улицы: гул самолёта, звук работающего мотора, звук работающей сирены, звук ветра, шум дождя, шорох листьев, звук морского прибоя;
звуки, издаваемые животными: мяуканье и мурлыканье кошки, лай собаки, мычание коровы, цокот копыт и звук, издаваемый губами лошади, рык льва и собаки, щебетание птиц, воркование голубей;
неречевые звуки, издаваемые человеком: кашель, чихание, смех, храп.


Различение характеристик звуков.
 Ребёнок с нормальным слухом учиться различать звуки по громкости, высоте, длительности и количеству уже в младенческом возрасте. Ребенок с кохлеарным имплантом до операции прошел путь развития неслышащего ребенка. Таким образом, данные характеристики у детей с кохлеарным имплантом на первоначальном этапе неразвиты, либо развиты недостаточно. Поэтому мы должны в коррекционные занятия включать виды заданий, направленных на развитие данных характеристик, начиная с самого простого задания — различение звуков по количеству.


Различение характеристик звуков. Количество.
При формировании умения различать звуки по количеству рекомендуется использовать следующие игры-упражнения:

  • «Один или много барабанов»

Описание выполнения упражнения:
Взрослый ударяет в барабан один или несколько раз так, что бы ребёнок это видел. Называет словами, сколько прозвучало сигналов: один или много, обозначая их дополнительно (если ребенок еще не знает слов) естественным жестом (показываем соответствующее число пальцев). При этом слово «один» можно говорить один раз, а слово «много» повторять несколько раз: «много — много — много». В ответ ребёнок показывает один или много барабанов на картинке. После того, как ребенок понял разницу в количестве звуков и правильно показывает картинки, можно приступать к различению звуков только на слух. Для этого взрослый ударяет по барабану так, чтобы ребенок этого не видел — за спиной ребенка.
Объяснение задания ребёнку:
Послушай и покажи: «Один звук. Много звуков».

  • «Мишка прыгает (прыг-прыг)»


Описание выполнения упражнения:
Взрослый показывает ребенку Мишку: «Привет». Взрослый объясняет: «Мишка слушает: прыг или прыг — прыг — прыг» (прыгает по следам). После каждого прыжка взрослый хвалит Мишку. Затем взрослый предлагает попробовать выполнить упражнение ребенку самостоятельно на слух.
Объяснение задания ребёнку:
Мишка слушает и прыгает.

  • «Зайка кушает (ам-ам)»

Описание выполнения упражнения:
Взрослый объясняет: «Зайка кушает: ам или ам — ам — ам». Затем взрослый предлагает попробовать выполнить упражнение ребенку самостоятельно на слух. Не забудьте поменяться ролями: пусть ребенок произносит, а вы показываете.
Объяснение задания ребёнку:
Зайка слушает и кушает.

Эти игры-упражнения помогают ребёнку научиться определять количество звуков: один-много, конкретное количество. При этом ребёнок постепенно начинает понимать значение соответствующих слов (пассивный словарь) и произносить их (активный словарь).

При обучении ребёнка различению количества следует начинать с неречевых вариантов, используя различные источники звуков (барабан и др.).


Различение характеристик звуков. Длительность и прерывистость сигнала.
При формировании умения различать длительность и прерывистость сигналов рекомендуется использовать следующие игры-упражнения:

  • «Машина в гараже»

Описание выполнения упражнения:
Взрослый произносит длинные, короткие, непрерывные и прерывные звуки. Ребенок в момент произнесения звука проводит линию по пунктиру. Когда взрослый молчит, ребенок останавливается. Можно использовать разные звуки.
Объяснение задания ребёнку:
Помоги машине доехать до гаража.

  • «Лист»

Описание выполнения упражнения:
Взрослый произносит длинные, короткие, непрерывные и прерывные звуки. Ребенок в момент произнесения звука проводит линию.
Объяснение задания ребёнку:
Послушай и проведи линию — путь падения листа. Поменяйтесь с ребенком ролями: пусть он произносит звуки, а вы рисуйте линию.

  • «Бабочки на полянке»

Описание выполнения упражнения:
Взрослый произносит длинные, короткие, непрерывные и прерывные звуки. Ребенок в момент произнесения звука тянет ниточку с бабочкой. Когда взрослый молчит, ребенок останавливается. Можно использовать разные звуки.
Объяснение задания ребёнку:
Помоги бабочке полетать.

Эти игры-упражнения направлены на развитие у ребенка способности различать длинные и короткие, непрерывные и прерывистые звуки, определять начало и конец звучания. Они также развивают слуховое внимание ребёнка, учат его прислушиваться и сосредотачиваться.

Различение характеристик звуков. Высота звучаний.
Звуки бывают низкочастотные (например: гудки) среднечастотные и высокочастотные (например: свист, шипение). Большинство неречевых и речевых звуков содержат разные частоты, но в них преобладают звуки определенных частот. Поэтому ребёнок должен слышать звуки всех частот и различать звуки по частоте (высоте). Мы начинаем учить ребёнка различать звуки по высоте с неречевых звуков, постепенно переходя к различению звуков речи:

  • игра-упражнение: «Свисток и барабан»

Описание выполнения упражнения:
Взрослый производит звук с помощью игрушки так, чтобы ребенок видел это, и показывает картинку, на которой нарисована игрушка. Взрослый просит показать соответствующую картинку, когда он услышит звук. Когда ребенок поймет задание, он должен его выполнять только на слух, не видя действий взрослого.
Объяснение задания ребёнку:
Послушай и покажи.

  • игра-упражнение: «Мишка топ-топ» (высокий и низкий голос взрослого)

Описание выполнения упражнения:
Взрослый произносит низким голосом «ТОП-ТОП-ТОП» и показывает в такт, как идёт большой мишка. Затем взрослый произносит высоким голосом «топ-топ-топ» и показывает движения маленького мишки.
Объяснение задания ребёнку:
Послушай и покажи, какой мишка идёт.

  • игра-упражнение: «Звук «А» (высокий и низкий голос взрослого).

Описание выполнения упражнения:
Взрослый произносит низким голосом «А» и показывает на толстую букву. Затем взрослый произносит высоким голосом «А» и показывает на тонкую букву.
Объяснение задания ребёнку:
Послушай и покажи.

Различение характеристик звуков. Громкость звучаний.
При формировании умения различать громкость звучаний можно использовать как неречевые, так и речевые звуки. Необходимо помнить, что умение различать звуки по громкости очень важно для адекватной и точной настройки процессора кохлеарного импланта. Поэтому виды заданий, направленные на развитие данной характеристики, должны включаться в коррекционные занятия как на этапе до операции, так и сразу после подключения кохлеарного импланта.

  • игра-упражнение: «Барабан: громко — тихо»

Описание выполнения упражнения:
Взрослый ударяет в барабан с разной силой, обращая внимание ребенка на разницу звучаний — громкий и тихий звук — и названия их (громко — большой барабан, тихо — маленький барабан).
Объяснение задания ребёнку:
Послушай и покажи, как играет барабан: громко или тихо.

  • игра-упражнение: «Громкий и тихий звук» (нормальная громкость — А, И, У, Р; шепот — А, О; тихие звуки — Ш, С).

Описание выполнения упражнения:
Взрослый произносит звуки речи: с нормальной громкостью — А, И, У, Р; шепотом — А, О; тихие звуки — Ш, С. Ребёнок показывает соответствующий произнесенному звуку круг (большой круг с нотным знаком — громко, маленький круг — тихо). С помощью этого упражнения можно оценить правильность настройки кохлеарного импланта. При адекватной настройке процессора кохлеарного импланта ребенок должен показать следующим образом: тихо — маленький круг (тихие звуки — А, О (шепотом), Ш, С); громко — большой круг (громкие звуки — А, И, У, Р, произносимые голосом нормальной громкости). Если ребенок ошибается, то у ребенка следует уточнить настройки кохлеарного импланта.
Объяснение задания ребёнку:
Послушай и покажи, как слышал: громко или тихо.

  • игра-упражнение: «Очень громко — громко — нормально — тихо — не слышно»

Описание выполнения упражнения:
Взрослый предъявляет ребенку различные по громкости и частоте неречевые и речевые звуки, окружающие его на улице и дома (крышки кастрюль, чашка с ложкой, бумага и пр.). Ребенок при этом отмечает громкость их звучания, показывая на схематическое изображения громкости звуков (очень громко — больно; громко — не больно, не плохо, просто громко; нормально — хорошо; тихо — плохо слышно; не слышно — нет звука).
Объяснение задания ребёнку:
Послушай и покажи громкость звука.

Различение характеристик звуков. Локализация звука.
При проведении игр-упражнений, направленных на формирование умения локализировать звуки в пространстве важно учитывать, что при использовании слухового аппарата или кохлеарного импланта только на одном ухе (монауральное слухопротезирование) локализация звука в пространстве практически невозможна, так как для локализации мозг сравнивает сигналы, поступающие от двух ушей. При одностороннем слухопротезировании ребенок слышит все звуки со стороны одного кохлеарного импланта или одного слухового аппарата, независимо от того, откуда идёт звук. Именно поэтому рекомендуется бинауральное слухопротезирование.
Несмотря на то, что в большинстве случаев, у детей с кохлеарным имплантом слухопротезировано только одно ухо, мы должны обязательно проводить упражнения по развитию умения локализировать звук. Это помогает ребенку осознать, что звуки идут со всех сторон, учить искать источник звука с помощью зрения и умения узнавать звуки. Кроме того, если звук хорошо знаком ребёнку и в комнате тихо, он может различать локализацию длительно звучащих звуков, так как со стороны протезированного уха звук слышится более громким.

  • игра-упражнение: «Сверху — снизу»;
  • игра-упражнение: «Справа — слева»;
  • игра-упражнение: «Сверху — снизу и справа — слева».

Различение и опознавание речевого материала.
Приступая к занятиям по различению слов на слух важно помнить, что развивающийся неречевой слух детей, сформированный на первоначальном этапе в новых условиях после кохлеарной имплантации, создаёт предпосылку к различению детьми знакомых по звучанию и значению слов.
При формировании умения различать речевой материал можно выделить следующую последовательность:

  • звукоподражания;
  • разносложные слова;
  • односложные слова с разными характеристиками;
  • сильно отличающиеся по фонемному составу двухсложные и трёхсложные слова;
  • похожие односложные, двухсложные и многосложные слова.

В развитии слухового восприятия ребенка с кохлеарным имплантом большое значение имеет системность и целенаправленность предлагаемых видов деятельности. Наряду с развивающейся способностью различать и опознавать определенный речевой материал очень важно включать виды заданий, направленные на опознавание знакомых вопросительных фраз, в естественных ситуациях учим понимать их значение, отвечать на них: «Где мяч?». Побуждаем детей к выполнению инструкций: «Принеси», «Дай» и др. Постепенно увеличиваем количество воспринимаемых речевых единиц, используем инверсии: мяч под столом — под столом мяч, в лесу растут грибы — грибы растут в лесу и т. д.
Развитие способности распознавать и понимать на слух устную речь.
На последнем этапе большое значение имеет развитие у ребёнка с кохлеарным имплантом способности распознавать и понимать на слух устную речь. В этих заданиях ребенок не знает, что именно будет слушать, полагаться он может только на свое умение слышать. Это то, чему мы стремимся научить ребенка, потому что в реальной жизни мы не знаем, какие звуки и слова услышим.
Выполнение этих заданий требует от ребенка не только умения слышать, но и определенного уровня использования грамматических форм, накопления в памяти множества образов звуков и слов, сформированности представлений об окружающем мире. При развитии у ребенка способности к распознаванию устной речи используются:

  • упражнения по расширению словарного запаса на слух;
  • упражнения по расширению грамматических представлений на слух;
  • упражнения по развитию понимания сложных фраз;
  • упражнения по развитию восприятия и понимания текстов;
  • упражнения по развитию опознавания текста в музыкальных произведениях, при этом ребенок слушает слова в музыкальных произведениях и выполняет движения или рассказывает о чем песня;
  • упражнения по развитию опознавания слов, отличных друг от друга одной буквой;
  • упражнения по развитию восприятия речи с ошибками и их исправление;
  • упражнения по развитию опознавания речи в сложных условиях (двое или более говорящих, быстрое говорение, восприятие речи в шуме, в условиях реверберации);
  • упражнения по развитию распознавания речи, передаваемой с помощью технических средств;
  • упражнения по развитию распознавания незнакомых речевых сигналов.

Развитие фонематического слуха.
Одним из важнейших направлений в работе по развитию слухового восприятия ребенка с кохлеарным имплантом является развитие фонематического слуха. Фонематический слух — это способность человека распознавать звуки речи родного языка. К упражнениям этого этапа можно приступать тогда, когда ребёнок уже может различать на слух разные характеристики звуков.
У слышащих детей фонематический слух формируется в первые годы жизни в процессе восприятия и подражания речи окружающих взрослых. Если у ребёнка хорошо развит фонематический слух, то он может отличать одни звуки речи от других. Благодаря этому он может различать, узнавать и понимать очень похожие по звучанию слова, такие как: дом — ком — лом — сом.
При развитии у ребёнка фонематического слуха важно учитывать этапы его формирования: от отсутствия слуховых представлений, появления нечеткого слухового образа слова, фразы до адекватных слуховых представлений-точной дифференциации слов, фраз.
В работе по развитию фонематического слуха можно использовать следующие виды заданий:

  • различение изолированных звуков

Игра: «С, Ш, Ч»
Описание выполнения упражнения:
Учим ребенка различать на слух высокачастотные звуки «С», «Ч» и звук средней частоты «Ш». Для маленьких детей, которые еще не овладели буквенным обозначением звуков речи, можно использовать их схематичное изображение. Звук «С» — течет вода, звук «Ш» — шипит змея, звук «Ч» — птичка клюет зернышки.
Объяснение задания ребёнку:
Это «С». Это «Ш». Это «Ч». Послушай и покажи, где «С», «Ш», «Ч».

Игра: «Письмо под диктовку»
Описание выполнения упражнения:
Взрослый называет тихие среднечастотные и высокочастотные звуки: с, ш, ц, ч, щ. Ребенок внимательно слушает и пишет эти буквы.
Объяснение задания ребёнку:
Послушай и напиши «С», «Ш», «Ч», «Ц», «Щ».
Игра: «А, И»
Описание выполнения упражнения:
Взрослый показывает ребенку первую строчку задания и говорит: «Это «А». «Это «И». Стимулирует ребенка называть буквы или повторить звуки за взрослым. Затем взрослый называет эти звуки в случайном порядке, а ребенок слушает и обводит соответствующую букву.
Объяснение задания ребёнку:
Послушай и обведи букву «А», «И».

Игра: «О, У»
Описание выполнения упражнения:
Взрослый называет буквы и просит назвать их ребенка. Если ребенок еще не знает эти буквы, то перед выполнением упражнения — выучите их. Затем взрослый называет эти звуки в случайном порядке, а ребенок слушает и показывает соответствующую букву.
Объяснение задания ребёнку:
Послушай и покажи букву «О», «У».

Игра: «Три сложных звука»
Описание выполнения упражнения:
Взрослый называет буквы и просит назвать их ребенка. Если ребенок еще не знает эти буквы, то перед выполнением упражнения — выучите их. Затем взрослый называет звуки «А», «М», «Р» («Н», «В», «З») в случайном порядке, а ребенок слушает и показывает соответствующую букву.
Объяснение задания ребёнку:
Послушай и покажи букву «А», «М», «Р».

  • различение слогов

Игра: «АУ, УА»
Описание выполнения упражнения:
Взрослый с ребенком рассматривает картинки
(Свинья потерялась в лесу и кричит «АУ», баран плачет «УА»), обсуждает их: Кто нарисован? Что делает? Побуждает ребенка произнести слоги «АУ», «УА». Взрослый произносит слоги «АУ», «УА» в случайном порядке. Ребенок слушает и показывает на картинку, соответствующую названному слогу.
Объяснение задания ребёнку:
Это Нюша. Она заблудилась в лесу. Кричит: «АУ». Это Бараш. Он плачет: «УА». Послушай и покажи.

Игра: «УМ, МУ»
Описание выполнения упражнения:
Взрослый с ребенком рассматривает картинки
(«УМ» — умный, думает. «МУ» так корова говорит), обсуждает их. Побуждает ребенка произнести слоги «УМ», «МУ». Взрослый произносит слоги «УМ», «МУ» в случайном порядке. Ребенок слушает и показывает на картинку, соответствующую названному слогу.
Объяснение задания ребёнку:
Это корова. Она говорит: «МУ». Это Крош. У него Ум. Послушай и покажи.

  • Игра: «ЛЯ, Я»

Описание выполнения упражнения:
Взрослый с ребенком рассматривает картинки
(Сова поет и танцует «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ», Биби смотрит в зеркало и говорит «Я-Я-Я»), обсуждает их. Побуждает ребенка произнести слоги «ЛЯ», «Я». Взрослый произносит слоги «ЛЯ», «Я» в случайном порядке. Ребенок слушает и показывает на картинку, соответствующую названному слогу и звуку.
Объяснение задания ребёнку:
Это сова. Она поёт: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ». Это Биби. Он увидел в зеркале себя. Говорит: «Я-Я-Я» Послушай и покажи.

  • определение наличия заданного звука в слове

«Игра: «Услышишь в слове „Ш“ — обведи букву»
Описание выполнения упражнения:
В этом упражнении мы учим ребенка определять наличие/отсутствие в слове звука.
Взрослый произносит разные слова в случайном порядке, в одних из них есть звук «Ш», в других нет. Ребенок слушает и если в слове встречает звук «Ш», обводит в круг букву.
Объяснение задания ребёнку:
Послушай: «Шум». Слышно «Ш». Обведи букву в кружок. Ещё слушай: «Собака». «Ш» не слышно, не обводи, жди. Услышишь в слове «Ш» — обведи букву. Скажи где «Ш» — в начале, середине, конце.

Игра: «Первый звук»
Описание выполнения упражнения:
В этом упражнении учим ребенка выбирать слова, начинающиеся на определенный звук. Взрослый показывает букву. Ребенок пробует произнести слова, обозначающие изображения на картинке, потом он должен обвести предмет, который начинается на заданную букву.
Объяснение задания ребёнку:
Послушай: «У», «Р», «С», «К». Покажи слово, которое начинается на «У», «Р», «С», «К».

Игра: «Последний звук»
Описание выполнения упражнения:
В этом упражнении учим ребенка выбирать слова, заканчивающиеся на определенный звук. Взрослый показывает букву. Ребенок пробует произнести слова, обозначающие изображения на картинке, потом он должен обвести предмет, который заканчивается на заданную букву.
Объяснение задания ребёнку:
Это венок, шнурок, ботинок. Послушай: «К». В слове «венок» («шнурок», «ботинок») слышно «К». Покажи предметы, названия которых заканчиваются на «Ч».

  • определение места звука в слове

Игра: «Гусеница»
Описание выполнения упражнения:
Это гусеница. Ее голова — это начало слова, середина туловища гусеницы — середина слова, хвост — конец слова. Взрослый произносит разные слова и просит ребенка определить, где в слове (в начале, середине или конце) находится указанный звук. Ребенок при этом показывает на гусенице место расположения звука.
Объяснение задания ребёнку:
Слушай «А». Где находится «А»? В начале, середине или конце слова? Покажи на гусенице. Если в начале, покажи на голову. Если в середине, покажи на туловище. Если в конце — на хвост.
Игра: «Поезд»
Описание выполнения упражнения:
Взрослый произносит разные слова и просит ребенка определить, где в слове (в начале, середине или конце) находится указанный звук. Ребенок при этом показывает на поезде место расположения звука.
Объяснение задания ребёнку:
Слушай «С». Где находится «С»? В начале, середине или конце слова? Покажи на поезде. Если в начале, покажи на первый вагончик. Если в середине, покажи на средний вагончик. Если в конце — на последний вагончик.

  • слова, похожие по звучанию

Игра: «Два похожих слова», «Три похожих слова»
Описание выполнения упражнения:
Взрослый называет предметы, названия которых похожи по звуковому составу в случайном порядке. Ребенок внимательно слушает и показывает названный предмет на картинке. Сначала при выборе из двух слов, а затем из трёх слов.
Объяснение задания ребёнку:
Это банан. Это диван. Похожие слова. Послушай. Покажи.
 Это суп. Это зуб. Это дуб. Похожие слова. Послушай. Покажи.

Расширение словарного запаса
Упражнения по расширению словарного запаса на слух обогащают словарный запас ребенка существительными, глаголами, прилагательными, междометиями и другими частями речи. Это важно для естественного слухоречевого развития ребенка.
Следует учитывать, что отличительная черта коррекционных занятий с ребенком раннего и дошкольного возраста — их игровая форма и разнообразие видов деятельности. Другая принципиальная особенность оказания ранней коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом — это активное вовлечение родителей в этот процесс. Родители обучаются общим принципам слухоречевого развития, знакомятся с игровыми методами и приемами, направленными на развитие слухового восприятия и устной речи ребенка, тем самым обеспечивая комфортное взаимодействие с ребенком дома.
Наряду с занятиями по развитию слухового восприятия и речи, большое значение для ребенка с кохлеарным имплантом имеют музыкально-ритмические занятия, занятия по развитию познавательной деятельности.
 Кохлеарный имплант безусловно обеспечивает возможность слышать, но следует помнить, что развитие собственной речи и способности понимать речь определяются соответствующими центрами мозга.

Важно подчеркнуть, что результативность коррекционно-педагогической работы с ребенком с кохлеарным имплантом во многом зависит от работы целой команды специалистов, включающей аудиолога, сурдопедагога, логопеда, музыкального руководителя, психолога, психоневролога. Участие последнего необходимо для значительной части детей с кохлеарными имплантами, поскольку у них нередко наблюдаются сопутствующие нарушения нервной системы вследствие перинатальной патологии, менингита. Эти нарушения обусловливают дополнительные речевые расстройства (дизартрия, первичная задержка психомоторного развития и др.), требующие соответствующего лечения.

Список использованной литературы:
1. Зонтова, О. В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации / О. В. Зонтова. — СПб.: Санк-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. -78 с.
2. Зонтова, О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом / Науч. ред. проф. И. В. Королева. — СПб: Умная Маша, 2010.- 200с.
3. Зонтова, О. В. Занимаемся с ушариком. 1 этап. Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков — СПб.: Умная Маша, 2010.- 48с.
4. Зонтова, О. В. Занимаемся с ушариком. 2 этап. Различение часто используемых слов и простых фраз — СПб.: Умная Маша, 2010.- 48с.
5. Зонтова, О. В. Занимаемся с ушариком. 3 этап. Развитие фонематического слуха- СПб.: Умная Маша, 2010.- 48с.
6. Зонтова, О. В. Занимаемся с ушариком. 4 этап. Распознавание устной речи — СПб.: Умная Маша, 2010.- 48с.
7. Королева, И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых / И. В. Королева. — СПб.: Каро, 2008. — 752 с.
8. Феклистова, С. Н. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с кохлеарным имплантом в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы // Спецыяльная адукацыя. — 2010. — № 6. — С.17–23.

Группы кратковременного пребывания

Принимаем детей возрастом от 1 года

Одно окно

График приема