Формирование аффективности у детей с нарушением слуха с использованием специально подобранных игр

Работу с детьми с нарушением слуха  необходимо начинать как можно раньше, так как уже в раннем возрасте слуховые ощущения ребенка, его моторная деятельность, а также вестибулярные, тактильные, проприоцептивные, зрительные ощущения помогают развитию речи, особенно в условиях аффективного воздействия (аффективный – эмоционально окрашенный).

В процессе работы с ребенком с нарушением слуха, направленной на слухоречевое развитие, большую роль играет физическое состояние тела и его тонус.

Движение и речь тесно взаимосвязаны. Движение в данном случае имеет функциональное, а не символическое значение. Оно представляет собой оптимальное понимание и передачу просодических элементов: интонации, ритма, силы, напряжения, времени, акцента, паузы. Макродвижения (большие движения) важны для ребёнка, который не слышит, так как макромоторика стимулирует микромоторику и из крупных, менее дифференцированных движений, постепенно возникают мелкие и более тонкие движения речевого органа.

Хорошая речь может быть сформирована только при хорошей моторике всего тела. Моторика непременно присутствует в самых различных проявлениях речевой активности (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, экспрессивные движения), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий.

Речевые проявления в виде вокализаций, звукоподражаний, которые непроизвольно произносит слышащий ребенок, выполняя какие либо эмоционально окрашенные действия или движения формируют определенную базу его речевой активности. У детей с нарушением слуха такие проявления значительно обеднены или отсутствуют полностью. Выражая свое отношение к происходящему, ребенок с нарушением слуха может активно подражать действиям взрослого и даже открывать рот, однако при этом не произносить ни звука.

Формирование аффективности начинается одновременно с развитием сенсорики и проявляется в параллельной реакции в виде напряжения тела при двигательной активности. Например, соответствие определённых состояний выражению лица, избранной позе тела, эмоциональности речи.

Аффективность неразрывно связана с сенсорикой. Так, нюхая или пробуя на вкус, мы, как правило, эмоционально показываем, нравится ли нам вкус или запах, выражая характерным движением, иногда с непроизвольным речевым проявлением: «Фу!». Дотронувшись до острого предмета, мы энергично (рефлекторно) убираем руку, непроизвольно сопровождая движение произнесением: «Ай!». Таким образом, сама ситуация стимулирует и движение и характерное ей речевое проявление.

Для формирования аффективности у детей с нарушением слуха  были выделены группы игр, направленные на подражательные действия с учетом имеющегося у ребенка жизненного опыта (с использованием изобразительного материала).

При работе над группой игр, направленных на подражание действиям, требовалось накопление у детей некоторого жизненного опыта. Так, например, перед тем как предъявить ребенку картинку с изображением женщины, пользующейся феном, предлагалось задание родителям, чтобы в домашних условиях ребенок мог понаблюдать за тем как мама или другой член семьи сушит феном волосы, при этом стимулировалось речевое  проявление: «У-у-у!» и т.д.

Примеры игр

Игра «Покатай меня! А-а!»

Цель игры: стимуляция речевого проявления.

Ход игры: организуется катание на качелях, сначала взрослый ребенка, потом ребенок — игрушку.

Ожидаемый результат: речевое проявление «А-а-а…»

 

Игра «Укачиваем куклу»

Цель игры: стимуляция речевого проявления.

Ход игры:  создаем игровую ситуацию, кукла хочет спать, надо покачать.

Ожидаемый результат: речевое проявление «А-а-а…»

 

Игра «Погладим кошку»

Цель игры: стимуляция речевого проявления.

Ход игры:  имитирующие движения поглаживания кота, стимуляция речевого проявления: «Ма-ма-ма…» (движения плавные, растянутые по времени)

Ожидаемый результат: речевое проявление «Ма-ма-ма…»

 

Игра «Покормим куклу»

Цель игры: стимуляция звукоподражания.

Ход игры: создаем игровую ситуацию, кукла хочет есть, надо накормить, стимулируем звукоподражание: «Ам!»

Ожидаемый результат: появление звукоподражания «Ам!»

 

Игра «Промочил ноги. У! Ай-ай-ай!»

Цель игры: стимуляция звукоподражания.

Ход игры: создаем игровую ситуацию, кукла промочила один носок (в домашних условиях – сам ребенок), имитируем неприятные ощущения: «У!», оцениваем: «Ай-ай-ай!»

Ожидаемый результат: появление звукоподражаний «У!», «Ай-ай-ай!»

 

Игра «Холодно! У-у-у …»

Цель игры: стимуляция речевого проявления.

Ход игры:   обращаем внимание ребенка на погодные явления за окном, сопровождая указательным жестом «там», проговариваем: «Там!» «У-у-у!». На прогулке в холодное время года закрепляем.

Ожидаемый результат: речевое проявление «Там!», «У-у-у!».

 

Игра «Ту! Тук!»

Цель игры: стимуляция речевого проявления.

Ход игры:   используя игрушку-молоток, организуем игру, обращаем внимание ребенка на характерный стук, сопровождаем произнесением: «Ту!», «Тук!»

Ожидаемый результат: речевое проявление «Ту!», «Тук!».

 

Игра«Тук! Тук! Кто там?»

Цель игры: стимуляция речевого проявления.

Ход игры:   организуем игру, кто-то стучится, мы открываем, после ребенок стучится, ему открывают: «Тук! Тук! Кто там? А!»

Ожидаемый результат: речевое проявление «Тук! Тук! Кто там? А!».

 

Игра «В-в-в! У-у-у! Маме помогу!»

Цель игры: стимуляция речевого проявления.

Ход игры: игра организуется в домашних условиях, ребенку дают прослушать звучание, идущее от работающего пылесоса, при этом стимулируем речевое проявление: «В-в-в! У-у-у!»

Ожидаемый результат: речевое проявление «В-в-в! У-у-у!».

 

Игра«И! Ва! Вава!»

Цель игры: стимуляция речевого проявления.

Ход игры: создаем игровую ситуацию, где можно уколоться, имитируем жалость, стимулируем произнесение: «И! Ва! Вава!»

Ожидаемый результат: речевое проявление «И! Ва! Вава!».

 

Игра «Позови меня!»

Цель игры: стимуляция речевого проявления.

Ход игры: имитируем зов кого-либо, стимулируем: «О!»

Ожидаемый результат: речевое проявление «О!».

 

Игра «Ла-ла! Потанцуй!»

Цель игры: стимуляция речевого проявления.

Ход игры: обращаем внимание ребенка на звучащую музыку (если звучание музыки недоступно, то обращаем внимание на танцующую девочку, куклу) стимулируем танцевальные движения с вращающимися кистями рук, сопровождаем произнесением: «Ла-ла! Ла-ла!»

Ожидаемый результат: речевое проявление «Ла-ла! Ла-ла!».

 

Игра «Оп! Ла!»

Цель игры: стимуляция речевого проявления.

Ход игры: совместно с ребенком хлопаем в ладоши, произносим: «Оп!», вращаем кистями рук: «Ла!»

Ожидаемый результат: речевое проявление «Оп!», «Ла!».

 

Игра «С-с! Спит.»

Цель игры: стимуляция речевого проявления.

Ход игры: создаем игровую ситуацию, кукла спит, стимулируем: «С-с…», игру можно усложнить: ребенок спит – взрослый будит: «А!» и наоборот

Ожидаемый результат:  речевое проявление «С-с…», «А!».

 

Игра «Мальчик упал»

Цель игры: стимуляция речевого проявления.

Ход игры: имитируем переживание за мальчика, стимулируем речевое проявление: «Ба!»

Ожидаемый результат:  речевое проявление «Ба!».

 

Игра  «Машинки «Бам!»

Цель игры: стимуляция речевого проявления.

Ход игры: имитируем переживание за столкновение машин, стимулируем речевое проявление: «Бам!».

Ожидаемый результат: речевое проявление «Бам».

 

Игра «Одуванчик»

Цель игры: стимуляция речевого проявления.

Ход игры: стимулируем произношение «Пу!», имитируя  сдувание семян с одуванчика, в конце констатируем: «Ма…»

Ожидаемый результат: речевое проявление «Пу!». «Ма…».

При подборе речевого материала к играм учитывались методические треб

ования к последовательности работы по формированию произносительных навыков у детей с нарушением слуха: (нулевой круг-вызывание звуков «А, П, М»; первый круг-вызывание звуков «У, Т, В» второй круг-вызывание звуков «О, Л, С, И, Н, Ф, Б»; третий круг-вызывание звуков «Д, К, Г,Ш, Ы, Э»; четвертый круг- новые звуки «3, X, Ж, Р, Ц, Ч, Щ»; дифтонги). При работе над вокализациями и звукоподражаниями учитывалась характеристика звуков по степени напряжения, интенсивности, времени, что способствовало качеству их произношения.