Государственное специальное дошкольное учреждение "Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха"

История

На протяжении многих десятилетий в учреждении уделялось большое внимание работе по развитию слухового восприятия и формированию устной речи неслышащих и слабослышащих дошкольников, комплексному подходу в реализации основных задач, осуществлялся поиск эффективных подходов и методов воспитания и обучения.

На базе учреждения апробировались лучшие методики и программы обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Опыт работы учреждения доказывает возможность достижения высоких результатов в формировании всесторонне развитой гармоничной личности ребенка с нарушением слуха.

Понимая значимость оказания ранней коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушением слуха и оказания консультативной помощи родителям со стороны сурдопедагогов в очень важный для ребенка период речевого развития, в учреждении с 2002 года начата работа по изучению педагогического опыта работы с данной категорией детей. В 2002 году на базе учреждения была создана «Школа раннего развития», в рамках которой осуществлялась консультативная помощь, организовывались индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию слухового восприятия, развитию речи, познавательному развитию, физическому развитию, музыкальной стимуляции как неотъемлемой части развития слухового восприятия, формированию просодических качеств речи, таких как ритм, интонация, длительность и другие.

На сегодняшний день в учреждении работают две группы кратковременного пребывания, для детей раннего возраста с нарушением слуха, в том числе детей с кохлеарными имплантами, где реализуются все вышеперечисленные направления в работе. Посещать данные группы имеют возможность семьи со всей республики, составляется гибкий график посещений с учетом запроса и возможностей семьи. Организация работы с детьми с кохлеарными имплантами ориентирована на включение детей в общеобразовательную среду. Анализ выпуска групп кратковременного пребывания 2014/2015 учебного года показал, что около 70% детей с кохлеарными имплантами, проимплантированных в возрасте от 1 года до 2 лет, перешли в обычные сады по месту жительства, в большей части в интегрированные группы. Для оставшейся части воспитанников в учреждении созданы все необходимые условия для дальнейшего слухоречевого развития и возможности быть интегрированным в основное образование либо на дошкольном, либо на школьном этапе.

Возрастающее количество детей раннего и дошкольного возраста данной категории, необходимость оказания им своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической помощи, отсутствие программного обеспечения по коррекционной работе с детьми с нарушением слуха до и после операции по кохлеарной имплантации определило необходимость разработки темы научно-исследовательской работы: «Разработка программно-методического обеспечения коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с кохлеарными имплантами» (2010 г.) и реализации экспериментального проекта «Апробация программного обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста с кохлеарными имплантами» (2011-2014 гг.), в котором учреждение приняло активное участие, проанализировав материалы программного обеспечения. В 2014-2016 годах по данной тематике была продолжена деятельность в рамках инновационного проекта “Внедрение программного обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста», работа над которым продолжается и в настоящее время.

В рамках изучения и обобщения международного опыта работы с детьми, имеющими нарушения слуха, нашими специалистами с 2000 года начато изучение верботонального метода (г. Загреб, Хорватия).

В ноябре 2000 года при посещении Центра «СУВАГ» (г. Киев, Украина) мы обратили внимание на результативность использования верботонального метода в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением слуха и познакомились с уникальными электроакустическими аппаратами типа «Верботон».

Принимая во внимание значимость обучения специалистов и наличие специального технического оборудования, был разработан перспективный план подготовки специалистов и технической оснащённости образовательного процесса.

Верботональный метод предусматривает подготовку специалистов по следующим направлениям: функциональная диагностика, индивидуальная, групповая реабилитация, фонетическая ритмика, музыкальное стимулирование.

Обучение специалистов учреждения проходило в несколько этапов. Первые два этапа обучения (информативный и формативный) проходили на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Зеленоградского административного округа города Москвы. Третий этап обучения (специализация) проходил в декабре 2008 года в Центре СУВАГ (г. Загреб, Хорватия).

Все сотрудники успешно прошли стажировку по верботональному методу с получением сертификатов международного образца.

С целью дальнейшего изучения верботонального метода в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха и разработки содержания образовательной работы на основе использования данного метода с января 2009 года в учреждении была организована научно-исследовательская работа «Разработка содержания и организации коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми дошкольного возраста на основе использования верботональной методики», что явилось началом использования верботонального метода в Беларуси.

Внедрение верботональной методики в работу с детьми с нарушением слуха позволило нам значительно расширить содержание работы по развитию слухового восприятия и обучению устной речи неслышащих воспитанников.

Техническую основу верботонального метода составляют специальные электроакустические аппараты «Верботон», которые с помощью специальных преобразователей, кроме стандартного аудиочастотного диапазона передают и инфразвуковой спектр, а с помощью специальной системы фильтров и усилителей дают различные комбинации оптимальных частот, интенсивности и времени. С 2004 года в учреждение приобретено и используется в настоящее время следующие виды комплектов уникальной верботональной аппаратуры: «Верботон ИРЕТОН Г-8» (1 шт.), «Верботон Г10-М» (2 шт.), «Верботон Г-20» (3 шт.), «Верботон VТ-15» (1 шт.), «Вибростол VT-60» (1 шт.), дополненные вибраторами, «Ревер 4Е» и «SPL-мет Г-50».

В 2012 году на курсы повышения квалификации в г.Москву был направлен 1 специалист, учитель-дефектолог Ляпко С.В., в 2014 для участия во Всероссийском семинаре для педагогов, работающих с детьми после кохлеарной имплантации в г.Москве - 2 специалиста, Ляпко С.В., Розанова О.Н. На сегодняшний день в учреждении активно используются элементы верботонального метода в работе с неслышащими и слабослышащими детьми.

На протяжении всего периода на базе учреждения организовывались республиканские семинары-практикумы для педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования; создавались условия для прохождения практики студентами учреждений, обеспечивающих получение высшего образования.

Учреждение является участником следующих международных проектов: «Аудиологическая медицинская помощь детям» (г. Милан, Италия); «Верботональный метод в реабилитации лиц с нарушением слуха» (г. Загреб, Хорватия; г. Киев, Украина; г. Москва, Россия).

Сотрудники учреждения неоднократно являлись участниками:

  • Международной научно-практической конференции «Состояние, проблемы, перспективы качества дошкольного образования: отечественный и зарубежный опыт» (25—26 ноября 2003 г.), г. Минск;
  • Международной научно-практической конференции «Интегративные тенденции современного специального образования» (27—28 ноября 2003 г.), г. Минск;
  • Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения К. Г. Ермиловой «Психолого-педагогические проблемы развития речемыслительной деятельности детей с особенностями психофизического развития», г. Минск;
  • Международного семинара «Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарными имплантами» (25.10.2004 — 29.10.2004), г. Санкт-Петербург;
  • II Международного семинара-практикума «Актуальные проблемы реабилитации пациентов с кохлеарными имплантами» (19.05.2005 — 20.05.2005) «СУВАГ», г. Киев;
  • II Международного симпозиума «Реабилитация и интеграция детей с нарушениями слуха: проблемы, поиск, перспективы» (28.09.2006–30.10.2006) «СУВАГ», г. Киев.
  • Всероссийского конгресса сурдопедагогов «Два века российской сурдопедагогики» (23.11.2006 г.-24.11.2006 г.), г. Санкт- Петербург;
  • Международной научно-практической конференции «Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы» (13–14 мая 2010 г.), г. Минск;
  • Международного симпозиума «СУВАГУ-50» (19.05.2011–21.05.2011 г.), г. Загреб, Хорватия;
  • Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья» (21—23 июня 2011 г.), г. Москва и многих других;
  • 2012 г. - Республиканский семинар «Приоритетные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха» г. Минск;
  • 2012 г. - Республиканский научно-практический семинар «Механизмы совершенствования работы по оказанию ранней комплексной помощи детям в ЦКРОиР» г. Минск;
  • 2013 г. - Международная выставка «Мир детства»; 
  • 2013 г. - Международная конференция «Специальное образование. Традиции и инновации»; 
  • 2014 г. - Республиканское совещание ”Создание адаптивного пространства на пути к инклюзивному образованию“;
  • 2014 г. - Республиканский семинар «Оказание коррекционно-педагогической помощи детям, компенсированным кохлеарным имплантом». 
  • 2015 г. - Международный форум “Развитие системы дошкольного образования: инвестиции в будущее”;
  • 2015 г. - Вебинар "Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с кохлеарными имплантами раннего и дошкольного возраста";
  • 2015 г. - Международная научно-практическая конференция "Повышение квалификации и переподготовка: проблемы и перспективы развития".

Реализуя перспективные направления в работе с неслышащими и слабослышащими детьми раннего и дошкольного возраста на современном этапе, мы всегда помним и с благодарностью относимся к тем, кто прокладывал этот нелегкий путь, еще в стенах Детского дома № 1 для глухих детей с 1963 года. Это Тамара Исаковна Обухова, Галина Стахеевна Седых, Алла Михайловна Рыжкова, Светлана Алексеевна Кульбачная, Вера Павловна Иванчук и все те, для кого достижения неслышащего ребенка стали основой профессиональной деятельности и мастерства.

Высокий профессиональный уровень педагогического коллектива учреждения, имеющий многолетний опыт работы с детьми с нарушением слуха, постоянное совершенствование адаптивной образовательной среды, позволяют осуществлять образовательную работу и оказывать коррекционно-педагогическую помощь на высоком качественном уровне, проводить работу, направленную на успешную интеграцию и социализацию детей с нарушением слуха в обществе. Так, за период с 2011 по 2015 гг. из 73 выпускников подготовлены: в общеобразовательные школы - 5 (7%) детей, в общеобразовательные школы, классы интегрированного обучения - 10 (14%), в общеобразовательные школы, специальные классы - 27 (37%). Оставшаяся часть успешно продолжает обучение в условиях специальных школ для детей с нарушением слуха. Специалисты учреждений общего среднего образования неоднократно отмечали высокий уровень слухоречевого развития детей, общей готовности к школьному обучению, что неизбежно сказывается и на их дальнейшей профессиональной подготовке, возможности занять активную позицию в обществе.

По результатам работы в системе образования учреждение в 2014 году награждено Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь за создание и внедрение современных технологий в образовательный процесс.

Группы кратковременного пребывания

Принимаем детей возрастом от 1 года

Одно окно

График приема