Учреждение имеет многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха. История учреждения началась еще в 1963 году, как Детский дом №1 для глухих детей. Далее учреждение неоднократно переименовывалось:

с 1986 годаДетский дом №1 для детей с нарушением слуха;

с 1999 годаУчебно-воспитательное учреждение «Республиканский центр реабилитации детей дошкольного возраста с нарушениями слуха»;

с 2012 годаГосударственное специальное дошкольное учреждение «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха»

с 2018 годаГосударственное учреждение образования «Специальный ясли-сад для детей с нарушением слуха».

Однако, как бы оно не называлось, основной целью работы учреждения являлось и является всестороннее развитие ребенка, имеющего нарушение слуха, где приоритетным направлением выступает качественное слухоречевое развитие, как фактор успешной социализации и интеграции в обществе.

Педагогический коллектив учреждения постоянно совершенствуется.  Учителя-дефектологи, музыкальный руководитель прошли обучение в г.Загребе (Хорватия) и получили сертификаты международного образца II степени (2008, 2011), 1 учитель-дефектолог прошел обучение по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, на базе Санкт- Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи (2013). В рамках повышения квалификации 2 учителя-дефектолога приняли участие во Всероссийском семинаре педагогов, работающих с детьми после кохлеарной имплантации (2014 год). В 2015-2016 учебном году 4 учителя-дефектолога прошли курсы повышения квалификации в институте повышения квалификации и переподготовки УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по теме: «Коррекционная работа с детьми с кохлеарными имплантами: современные подходы». В рамках взаимодействия по обмену опытом работы детей дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, в декабре 2016 года было организовано посещение частного образовательного дополнительного профессионального образования (ЧОУ ДПО) «Логопед-профи» города Санкт-Петербурга (Россия). Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и учитель-дефектолог Е.И. изучали опыт работы учреждения по теме: «Актуальные вопросы педагогической реабилитации детей после кохлеарной реабилитации» и представляли опыт работы нашего учреждения.

В ноябре 2017 года 1 учитель-дефектолог прошла обучение на курсах повышения квалификации на базе ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» г. Москва. Объем учебного плана составил 72 часа. Тематика «3П–реабилитация», новые сенсорные возможности ребенка с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.

В октябре 2018 г. специалисты учреждения (учитель-дефектолог, заместитель директора по основной деятельности) прошли курсы повышения квалификации по образовательной программе «Целеполагание и планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития» на базе Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ имени Максима Танка.

Значимым является и опыт работы учреждения по организации групп кратковременного пребывания воспитанников с нарушением слуха в возрасте до 3-х лет и оказание им коррекционно-педагогической помощи. Раннее начало коррекционной работы с воспитанниками позволяет обеспечить успешную социализацию детей в коллективе сверстников, способствует формированию готовности к получению дошкольного и специального образования в условиях интегрированного обучения и воспитания, ослаблению или устранению основных нарушений, связанных с дефектом слуха у ребенка.

С 2012 в учреждении функционировало две группы кратковременного пребывания, для которых созданы все необходимые условия: оборудованы 2 кабинета для проведения индивидуальных занятий с воспитанниками; имеется игровое оборудование, дидактический материал, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям воспитанников; предусмотрена возможность использования специальной электроакустической аппаратуры типа «Верботон».

Учреждение является единственным учреждением образования в Республике, в котором имеется необходимое оборудование и подготовленные специалисты для реализации верботонального метода как одного из эффективных методов слухоречевого развития лиц с нарушением слуха.

Изучение содержания основных направлений верботонального метода (фонетическая ритмика, музыкальная стимуляция, стимуляция движением, использование аудиовизуальных курсов) позволило значительно обогатить используемую в учреждении отечественную методику развития слухового восприятия и развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха, тем самым повысить качество образовательной и коррекционной работы.

В настоящее время в учреждении разработан и используется следующий дидактический материал:

музыкальные считалки (иррациональные, полурациональные и рациональные) как основа музыкальной стимуляции (используются на занятиях по музыкальной стимуляции);

картинный материал для стимуляции голосовых проявлений на первоначальном этапе обучения (используется на занятиях по развитию речи и развитию слухового восприятия);

аудиовизуальные курсы для развития коммуникативной стороны речи (используются на занятиях по развитию речи).

В соответствии с требованиями верботонального метода проводится фонетическая ритмика, которая включается в структуру занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению детей на разных возрастных этапах, начиная с раннего возраста.

Неотъемлемой частью эффективности использования основных направлений верботонального метода является использование электроакустических аппаратов серии «Верботон». Данная аппаратура, с одной стороны, обеспечивает возможность восприятия звуков в низкочастотном диапазоне, наиболее сохранном у детей с нарушением слуха, а с другой – обеспечивает возможность использования вибротактильной чувствительности с помощью оригинальных вибраторов и вибрационных установок.

Специалисты учреждения регулярно обобщают и представляют на Интернет-ресурсах, на различных республиканских и международных мероприятиях опыт работы с детьми с нарушениями слуха (международная конференция «Инклюзивные процессы в образовании» (2016 г.), республиканский научно-практический семинар «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с особенностями психофизичсекого развития» (2018 г.), вебинары, организованные учреждением образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (2016 – 2018 гг.) и т.д.).

За 2017 год осуществлено внедрение в практику работы учреждения видеоконсультаций для родителей детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста, как результата научно-исследовательской работы «Видеоконсультация как форма работы с родителями детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста» Пудовкиной А.Н., учителя-дефектолога учреждения.

Учреждение регулярно становилось республиканской площадкой для проведения экспериментальной и инновационной деятельности. В 2014-2016 гг. реализован инновационный проект «Внедрение программного обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста с кохлеарными имплантами». В 2017-2019 году реализуется экспериментальный проект «Апробация аудиовизуальных комплексов как средства развития речи детей с нарушением слуха на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования».

На базе учреждения создан и успешно функционирует филиал кафедры сурдопедагогики Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». В рамках совместной деятельности проводятся семинары-практикумы, круглые столы, консультации по вопросам обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха; используются сетевые формы взаимодействия для специалистов и родителей; осуществляется педагогическая практика студентов дневной и заочной форм получения образования (мастер-классы, открытые занятия, режимные отрезки времени, консультации, проведение лабораторных занятий, разработка тематики курсовых, дипломных и научных работ и другие формы работ); внедряются результаты научных работ студентов, магистрантов, аспирантов в образовательный процесс и т.д.

Опыт работы учреждения транслируется через разнообразные формы организации методической работы, что способствует его распространению.

Обучение специалистов, осуществляющих образовательный процесс детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха

ДатаГде проводилосьФорма организацииТематикаКатегория специалистовРегион
Январь 2013Минский городской ЦКРОиРСеминар-практикумПреемственность в работе специалистов, осуществляющих образовательный процесс детей дошкольного возраста с нарушением слухаУчителя-дефектологи спец.групп в спец.дош.учреждениях, спец. общеобр. школах,

групп интегрированного обучения в дош.учреждениях

Минск
Сентябрь 2013Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слухаОбучение на рабочем месте (открытый просмотр +консультация)

 

Организация образовательной среды для детей с нарушением слуха в условиях интегрированного обученияУчитель общеобразовательной школы (СШ №126 г.Минска),

воспитатель общеобразовательной школы (СШ №126 г.Минска),

Минск
Сентябрь 2013Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слухаКонсультацияОсобенности использования ФМ-систем при организации образовательного процесса детей с нарушением слухаУчитель-дефектолог общеобразовательной школы (СШ №126 г.Минска),

 

Минск
2012-2013Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слухаОбучение на рабочем месте (открытый просмотр +консультация)

8 практических занятий

Организация образовательного процесса и оказание коррекционной помощи детям с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.Учителя-дефектологи спец.групп в спец.дош.учреждениях, спец. общеобр. школах,

групп интегрированного обучения в дош.учреждениях/ слушатели курсов повышения квалификации

Минск

Все области

Ноябрь 2014Минский городской ЦКРОиРМетодическое объединениеРазвитие слухового восприятия детей с нарушением слуха, компесированным кохлеарным имплантомУчителя-дефектологи спец.групп в спец.дош.учреждениях, спец. общеобр. школах,

групп интегрированного обучения в дош.учреждениях

2014-2015Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слухаОбучение на рабочем месте (открытый просмотр +консультация)

12 практических занятий

Организация образовательного процесса и оказание коррекционной помощи детям с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.Учителя-дефектологи спец.групп в спец.дош.учреждениях, спец. общеобр. школах,

групп интегрированного обучения в дош.учреждениях/ слушатели курсов повышения квалификации

Минск

Все области

Август 2015«Центр социаль

ной адаптации и проф.-трудовой реабилитации детей и под-ростков с нару-шениями умств. и физического развития»  г.Караганда

Консультации +обучающие занятияСодержание коррекционно-развивающей работы с детьми с кохлеарными имплантами раннего и дошкольного возрастаРодители и специалисты центраКазахстан
Ноябрь 2015БГПУ имени Максима ТанкаВебинарСодержание коррекционно-развивающей работы с детьми с кохлеарными имплантами раннего и дошкольного возрастаРуководители и специалисты учреждений образования, осуществляющих образовательный процесс детей с нар. слуха, компенсированным кохлеарным имплантомМинск

Все области

79 человек

Декабрь 2015Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слухаОбучение на рабочем месте (открытый просмотр +консультация)Программное обеспечение образовательного процесса детей дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантомУчитель-дефектолог, воспитатель, педагог-психологг.Слоним Гродненская обл.
Март 2016Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слухаОбучающие курсыРазвитие речи и развитие слухового восприятия детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантомРодители, имеющие детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слухаМинск

Все области

 

Март 2016ГУО «Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха»Обучающие курсыСовременные методы исследования слуха.

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция при нарушениях слуха.

Слухоречевая реабилитация и коррекционно-педагогическая помощь детям с кохлеарными имплантами

Учителя-дефектологи, воспитатели спец.групп в спец.дош.учреждениях, спец. общеобр. школах,

групп интегрированного обучения в дош.учреждениях, учителей-дефектологов ЦКРОиР

г.Гродно
2015-2016Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слухаОбучение на рабочем месте (открытый просмотр +консультация)

34 практических занятий

Организация образовательного процесса и оказание коррекционной помощи детям с нарушением слуха в том числе детям с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.Учителя-дефектологи, воспитатели спец.групп в спец.дош.учреждениях, спец. общеобр. школах,

групп интегрированного обучения в дош.учреждениях, учителей-дефектологов ЦКРОиР/

слушатели курсов повышения квалификации

Минск

Все области

Декабрь 2016БГПУ имени Максима ТанкаВебинарИспользование аудиовизуального курса в обучении устной речи детей с нарушением слухаРуководители и специалисты учреждений образования, осуществляющих образовательный процесс детей с нар. слуха, компенсированным кохлеарным имплантомМинск

Все области

75 человек

Январь 2017Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слухаОбучение на рабочем месте (открытый просмотр +консультация)Содержание индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантомЛогопед пункта коррекционно-педагогической помощи учреждения дошкольного образованияг.Заславль
Апрель 2017Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слухаОбучение на рабочем месте (открытый просмотр +консультация)Содержание образовательной работы с детьми с нарушением слухаУчитель-дефектолог группы интегрированного обучения и воспитанияМинск
Май 2017Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слухаРеспубликанское методическое объединениеОказание ранней коррекционно-педагогической помощи детям  с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантомРуководители и специалисты учреждений образования, осуществляющих образовательный процесс детей с нар. слуха, компенсированным кохлеарным имплантомМинск

Все области

35 человек

2016-2017Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слухаОбучение на рабочем месте (открытый просмотр +консультация)

 

Организация образовательного процесса и оказание коррекционной помощи детям с нарушением слуха в том числе детям с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.Учителя-дефектологи, воспитатели спец.групп в спец.дош.учреждения, спец. общеобр. школах,

групп интегрированного обучения в дош.учреждениях, учителей-дефектологов ЦКРОиР/

слушатели курсов повышения квалификации

Минск

Все области

Высокий профессиональный уровень педагогического коллектива учреждения, имеющий многолетний опыт работы с детьми с нарушением слуха, постоянное совершенствование адаптивной образовательной среды, позволяют осуществлять образовательную работу и оказывать коррекционно-педагогическую помощь на высоком качественном уровне, проводить работу, направленную на успешную интеграцию и социализацию детей с нарушением слуха в обществе.Реализуя перспективные направления в работе с неслышащими и слабослышащими детьми раннего и дошкольного возраста на современном этапе, мы всегда помним и с благодарностью относимся к тем, кто прокладывал этот нелегкий путь, еще с Детского дома № 1 для глухих детей. Это Тамара Исаковна Обухова, Галина Стахеевна Седых, Алла Михайловна Рыжкова, Светлана Алексеевна Кульбачная, Вера Павловна Иванчук, Надежда Ивановна Новикова , Лариса Яковлевна Гаврильцева  и все те, для кого достижения неслышащего ребенка стали основой профессиональной деятельности и мастерства.

По результатам работы в системе образования учреждение в 2014 году учреждение награждено Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь за создание и внедрение современных технологий в образовательный процесс.