Государственное специальное дошкольное учреждение "Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха"

  • Обращение директора
  • История
  • Предмет, основные цели и задачи деятельности учреждения
  • Филиал кафедры коррекционно-развивающих технологий УО "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"
  • Структура учреждения
  • Наши специалисты
  • Контактная информация
  • Нормативные документы
  • О проведении экспериментального проекта

    В государственном специальном дошкольном учреждении «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха» в новом учебном году  стартует экспериментальный проект по теме «Апробация аудиовизуальных комплексов как средства развития речи детей с нарушением слуха на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования».

    В процессе реализации данного проекта будут разработаны и апробированы аудиовизуальные комплексы, включающие: разноуровневые  вариативные тексты диалогов и тексты монологического характера, наглядные средства к указанным текстам, а также методические рекомендации по реализации дифференцированного подхода в процессе развития связной речи детей с нарушением слуха на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования. Реализация экспериментального проекта рассчитана на 2017–2018 и  2018–2019 учебные годы.

    Экспериментальный проект с детьми с нарушением слуха позволит обеспечить более высокий уровень слухоречевого развития детей с нарушением слуха как ведущего фактора социализации. Важнейшим фактором социализации детей с нарушением слуха признано считать развитие речи (ее восприятия и воспроизведения) от которой  будет напрямую зависеть возможность их трудоустройства, достижение определенного социального статуса.

    Современные достижения в области медицины и техники (внедрение аудиологического скрининга новорожденных,  раннее слухопротезирование, внедрение новых мощных средств слухопротезирования) обеспечивают более высокие потенциальные слухоречевые возможности детей с нарушением слуха, что позволяет достичь более высокого уровня слухоречевого развития при правильной организации коррекционно-образовательной работы, использовании адекватных средств обучения и грамотно организованном взаимодействии специалистов в образовательном процессе. Следует также особо выделить роль ранней комплексной помощи, создающей принципиально иную базу для овладения различными компонентами речи детьми со слуховой депривацией. Указанные выше факторы  обуславливают необходимость поиска и внедрения новых подходов в работе по формированию и развитию речи детей с нарушением слуха на уровнях дошкольного и общего среднего образования, обеспечения преемственности работы на разных уровнях.

    В соответствии с учебным планом специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха развитие речи является как одной из образовательных областей базового компонента, так и одним из видов коррекционных занятий. Анализ учебных планов специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха (I и II отделения) также свидетельствует о том, что решение задач речевого развития неслышащих и слабослышащих детей осуществляется как на учебных предметах, так и на коррекционных занятиях. Это свидетельствует о необходимости реализации межпредметных связей, обеспечения преемственности в работе разных специалистов. Реализация данного проекта будет способствовать повышению качества образования детей с нарушением слуха, а также совершенствованию подготовки специалистов к работе с детьми с нарушением слуха в разных условиях.

    Апробация программно-методического обеспечения предлагается впервые.

    В ходе экспериментального проекта будут решаться следующие задачи:

    -     разработка разноуровневых вариативных аудиовизуальных комплексов для формирования и развития связной диалогической и монологической речи детей с нарушением слуха на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования;

    -     описание методических путей реализации дифференцированного подхода, межпредметных связей  в процессе формирования и развития речи детей с нарушением слуха с использованием аудиовизуальных комплексов;

    -     апробация разноуровневых аудиовизуальных комплексов в образовательном процессе с детьми с нарушением слуха на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования;

    -     подготовка практического материала для специалистов, работающих с детьми с нарушением слуха в форме методических рекомендаций по формированию и развитию речи детей с нарушением слуха с использованием аудиовизуальных комплексов на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования.

    Участники экспериментального проекта с большим воодушевлением и оптимизмом приступают к его осуществлению в надежде реализовать накопленный многолетний потенциал в учреждении с использованием верботонального метода, который на современном этапе является одним из эффективных методов развития слуха и речи детей с нарушением слуха. Наши специалисты уже давно успешно применяют его в своей работе из-за основной идеи, которая  способствует развитию речи и контроля за ее качеством на основе развития и использования остаточного слуха.  К структурным компонентам данного метода относятся аудиовизуальные курсы, предполагающие использование слуховой и зрительной помощи в процессе развития диалогической речи. В то же время актуальной является задача целостного речевого развития ребенка со слуховой депривацией, развитие во взаимосвязи связной диалогической и монологической речи. Это позволяет  говорить о целесообразности организации экспериментальной работы, направленной на решение задач комплексного развития связной речи (диалогической и монологической), а не ее отдельных компонентов.

    Подготовила заместитель директора УМР  Гаврильцева Л.Я.

    Одно окно

    График приема