Государственное специальное дошкольное учреждение "Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха"

  • Обращение директора
  • История
  • Предмет, основные цели и задачи деятельности учреждения
  • Филиал кафедры коррекционно-развивающих технологий УО "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"
  • Структура учреждения
  • Наши специалисты
  • Контактная информация
  • Нормативные документы
  • Рекомендуем: "Развитие речи детей с кохлеарными имплантами в процессе работы с текстом"

    Развитие речи детей с кохлеарными имплантами в процессе работы с текстом

     The speech development of children with cochlear implants in the process of work with text 

     Раткевич Александра Владимировна (Ratkevich Aleksandra),

    учитель-дефектолог ГСДУ «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха»

    Осович Марина Владмировна (Osovich Marina),

    студентка кафедры сурдопедагогики Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка

    Беларусь, г. Минск

    Научный руководитель – к. пед. н., доцент    Феклистова Светлана Николаевна

    Дети с кохлеарным имплантом – особая категория детей с нарушением слуха. О.В. Зонтова характеризует их как «глухих детей с возникшим слухом, на базе которого возможно развитие устной речи» [1]. О.И. Кукушкина акцентирует внимание на том, что в процессе коррекционной работы статус ребенка с кохлеарным имплантом меняется «от неслышащего малыша без речи к слышащему ребенку с речевым развитием, соответствующим нормативным показателям» [3].

    Ведущими задачами коррекционно-развивающей работы с детьми после операции кохлеарной имплантации являются развитие слухового восприятия, понимания речи и собственной речи ребенка. В соответствии с программой обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха, уже на третьем году обучения у детей с нарушением слуха должны быть сформированы умения воспринимать и понимать готовые тексты, выполнять различные задания по их содержанию. Значимость работы обусловлена тем, что текст обладает собственной внутренней структурой, позволяющий передать коммуникативное намерение человека, участвующего в речевом общении.

    Цель нашего исследования – определить пути реализации индивидуального подхода в процессе работы по развитию речи детей с кохлеарными имплантами на материале текстов.

    Нами были поставлены следующие задачи:

    -     выявить особенности восприятия и понимания текстов старшими дошкольниками с кохлеарным имплантом;

    -     определить пути реализации индивидуального подхода в процессе развития речи детей с кохлеарными имплантами на материале текстов.

    Констатирующий эксперимент был организован на базе двух учреждений образования:

    -     Республиканского центра для детей дошкольного возраста с нарушением слуха (в условиях специальных групп для детей с нарушением слуха);

    -     Государственного учреждения образования «Ясли-сад №541 г. Минска» (в условиях группы интегрированного обучения и воспитания).

    В констатирующем эксперименте приняли участие дети с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, в возрасте 5-6 лет. С каждым ребенком исследование проводилось индивидуально.

    Основным стимульным материалом явился текст, подобранный нами с учетом требований программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха». Детям предъявлялся текст следующего содержания: «Утром взошло солнце. В лесу распустились цветы: красные, синие, жёлтые. Бабочки летают в воздухе. На высокой сосне сидит белка. В кустах прячется заяц. На высокую сосну прилетел дятел. Медведь забрался в кусты и ест ягоды».

    Эксперимент включал 2 задания.

    Первое задание было направлено на выявление особенностей восприятия текстов детьми с кохлеарными имплантами. Необходимость включения этого задания была продиктована особенностями развития возможностей восприятия речи на слух у детей после операции кохлеарной имплантаци, описанными в исследованиях И.В. Королевой, О.В. Зонтовой:

    -     искажение звуков и речи, передаваемых кохлеарным имплантом в слуховую систему;

    -     недостаточная дифференциация некоторых звуков на слух;

    -     задержка скорости обработки речи [1, 2].

    В связи с этим нам было важно выяснить, насколько целостно воспринимаются детьми с кохлеарными имплантами фразы.

    Цель второго задания – изучить  особенности понимания содержания текстов детьми с кохлеарными имплантами. Детям предъявлялись предложения из текста и предлагалось воссоздать их содержание с помощью деталей аппликации на листе бумаги.

    В целом работа над текстом осуществлялась в соответствии с рекомендациями Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской, С.Н. Феклистовой и включала:

    1)      целостное предъявление текста ребенку (первичное ознакомление);

    2)      восприятие и повторение ребенком фраз из текста (на выявление возможностей и особенностей восприятия на слух);

    3)      составление конструктивной картины на основе различения фраз из текста на слух (для выяснения точности понимания содержания) [4, 5].

    Как показал анализ результатов выполнения первого задания, все дети с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, принимавшие участие в эксперименте, обладают возможностью воспринимать на слух текст. Трудности вызвало лишь второе – распространенное – предложение: его необходимо было разбить на части. Были отмечены лишь единичные ошибки согласования слов во фразах при их повторении за экспериментатором: «В кусты прячется заяц», «Медведь ест ягода» и т.д.

    Выполнение второго задания вызвало у детей определенные сложности. Можно выделить следующие варианты выполнения задания:

    -     размещение на листе-основе всех предложенных деталей аппликации независимо от предъявленного содержания (так, например, на аппликации появилась лиса, облака на небе, пчелы, упоминания о которых в тексте нет) – 40 % детей;

    -     выполнение задания, ориентируясь преимущественно на названия основного объекта, не учитывая описываемые признаки (например, ребенок размещал на аппликации не только красные, синие и желтые, но и оранжевые цветы;  на аппликации оказалось два зайца, а не один; белка «сидела» не на сосне, а на ели) – 50 % детей. Пример такого варианта выполнения задания представлен на рисунке 1;

    -     правильное выполнение задания – 10% детей. 

    Рисунок 1. Образец выполнения конструктивной картины ребенком с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом

    Таким образом, результаты проведенного нами констатирующего исследования свидетельствуют о недостаточном уровне понимания воспринятых текстов детьми с кохлеарными имплантами дошкольного возраста. Характерными являются словарные трудности, неполное, фрагментарное восприятие и понимание воспринятого, привнесение в содержание личного опыта детей.

    Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения специальной дифференцированной работы, направленной на уточнение понимания содержания воспринятого детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.

    На основе анализа методических рекомендаций Т.И. Обуховой,
    Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской и др. к развитию восприятия и воспроизведения связной речи детьми с нарушением слуха, нами были определены два основных пути реализации дифференцированного подхода в этом процессе:

    1)                изменение объема и степени сложности речевого материала, предъявляемого детям с разным уровнем слухоречевого развития (в пределах одной и той же темы);

    2)                определение роли наглядности в процессе развития восприятия и воспроизведения связной речи детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.

    Охарактеризуем указанные пути.

    Изменение объема и степени сложности речевого материала осуществлялось нами на основе:

    -     включения (исключения) общих слов и местоимений в структуру текста;

    -     использования простых нераспространенных / распространенных предложений;

    -     упрощения / усложнения используемых грамматических конструкций.

    Приведем примеры используемых нами текстов разной степени сложности.

    Тема «В саду». Вариант 1. Красиво в саду весной. В саду много цветов. Девочка стоит и смотрит на цветы. На клумбе растут ирисы. У забора растут пионы. В теплице растут тюльпаны.

    Тема «В саду». Вариант 2. Красиво в саду весной, потому что много цветов. Девочка стоит и любуется цветами. На круглой клумбе растут желтые ирисы. У забора распустились красные пионы. В теплице растут розовые тюльпаны.

    Учитывая особую роль зрительного восприятия в познании окружающего мира детьми с нарушением слуха, преобладание наглядных форм мышления, можно считать использование наглядности важным фактором, влияющим на понимание содержания текстов детьми с нарушением слуха. Эффективность использования иллюстративных изображений обеспечивается при выполнении следующих условий:

    • учет возрастных возможностей детей при отборе наглядного материала;
    • последовательность предъявления наглядного материала в зависимости от степени знакомства детям;
    • фиксация изображенного в речи.

    В процессе развития речи детей с кохлеарными имплантами иллюстративные изображения могут быть использованы для формирования образов тех предметов и явлений, которые невозможно увидеть непосредственно в данное время (животные, растения, явления природы), с целью уточнения и обогащения представлений детей о предметах и явлениях окружающего мира, для систематизации и обобщения имеющихся представлений. Процесс восприятия наглядно-демонстрационного материала всегда связан с обогащением словаря, уточнением значений слов и фраз.

    Следует учитывать, что не всегда дошкольники с нарушением слуха правильно понимают содержание картин, могут соотнести изображения с реальными предметами, действиями, эмоциями людей. Поэтому важно не только организовать восприятие картины, но и проверить понимание ее содержания, используя различные методические приемы. В зависимости о уровня развития детей, используются задания репродуктивного, поискового и обобщающего характера.

    Работа над каждой темой должна включать взаимосвязь речевого материала с наглядными и практическими приемами для того, чтобы обеспечить формирование полных и четких представлений у детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным иплантом.

    В течение учебного года нами проводились коррекционные занятия с учетом описанных нами рекомендаций. В конце года (апрель 2015 г.) нами был проведен повторный констатирующий эксперимент, направленный на выявление особенностей понимания воспринятых текстов детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.

    Исследование проводилось с использованием той же методики, что и в предварительном констатирующем эксперименте.

    Было выделено две группы детей:

    • экспериментальная (работа с ними проводилась с учетом описанных нами путей реализации дифференцированного подхода);
    • контрольная (занятия проводились по традиционной методике).

    Как показали результаты заключительного исследования, уровень понимания текстов детьми экспериментальной группы значительно вырос. В контрольной группе значительных изменений зафиксировано не было.

    Таким образом, работа по развитию речи детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарными имплантом, должна строиться на диагностической основе с учетом выявленных особенностей восприятия и понимания текстов детьми.

    Литература.

    1. Зонтова, О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации / О.В. Зонтова. – СПб: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. – 78 с.
    2. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых /
      И.В. Королева. – СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2013. – 780 с.
    3. Обухова, Т.И. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха / Т.И. Обухова. – Минск: Адукацыя i  выхаванне, 2013. – 218 с.
    4. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка. Монография. – М.: Полигрф сервис, 2014. – 192 с.
    5. Феклистова, С.Н. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего возраста / С.Н. Феклистова // Спецыяльная адукацыя. – 2013. –  № 2. –
      С. 26 – 32.
    6. Шматко, Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. –М.: Гуманит. Издат. центр ВЛАДОС, 2003. – 224 с. 

    Одно окно

    График приема