Государственное специальное дошкольное учреждение "Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха"

  • Обращение директора
  • История
  • Предмет, основные цели и задачи деятельности учреждения
  • Филиал кафедры коррекционно-развивающих технологий УО "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"
  • Структура учреждения
  • Наши специалисты
  • Контактная информация
  • Нормативные документы
  • Анализ 2016-2017 филиал кафедры БГПУ

    Анализ по взаимодействию государственного специального дошкольного учреждения «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха» с филиалом кафедры сурдопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

    в 2016/2017 учебном году

     

    Взаимодействие учреждения с филиалом кафедры в течение 2016/2017 учебного года осуществлялось на основании утвержденного плана работы. Обсуждение результатов работы совместной деятельности заслушивались на заседаниях Совета Института  (протокол № 5 от 25.01.2017,  протокол № 9 от 28.06.2017) с участием руководителя учреждения.

    Запланированные мероприятия разделов плана выполнены в полном объеме:

    учебную и производственную практику прошло 20 студентов:

    с 27.02.2017 по 08.04.2017 – 4-ый очный курс факультета специального образования (договор № 28/88 от 18.01.2017г.);

    с 20.03.2017 по 29.04.2017 (договор № 28/492 от 23.02.2017) - 3-ий курс факультета специального образования;

    проведено: учебных занятий (212 академических часов), практических и лабораторных занятий по специальности (118 часов);

    для студентов на базе учреждения организован просмотр 10 открытых занятий;

    апробировались материалы курсовых работ (дневной формы обучения – 8 студентов, заочной формы – 17), магистерской работы (студентки Апанович Е.П.), дипломной работы (студентки Железной Д.А.);

    в рамках работы СНИЛ проводилось апробирование работы по теме: «Методическое сопровождение коррекционно-развивающей работы с детьми с кохлеарными имплантами» под научным руководством Феклистовой  С.Н.(к.п.н., доц);

    осуществлялась реализация двух грантов СНИЛ:

    1. Видеоконсультация  как форма работы с родителями детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста (Исполнитель – Пудовкина А.Н., студент; науч. рук. - Феклистова С.Н., к.п.н., доц.);

     2. Методическое сопровождение коррекционной работы по развитию связной монологической речи детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, дошкольного возраста (Исполнители – Железная Д.А., Осипчук М.В., Апанович Е.П., студенты; науч. рук. - Феклистова С.Н., к.п.н., доц.). Акты о внедрении – 3;

    активно в практической работе учреждения используются результаты инновационного проекта 2014-2016 гг. «Внедрение программного обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста»;

    внедряются в образовательный процесс результаты исследовательских проектов, разрабатываемых совместно с преподавателями университета, студентами и сотрудниками учреждения;

    проведены такие мероприятия, как конференция (1), круглый стол (2), вебинар (1), научно-методические семинары (4);

    За отчетный период по результатам совместной научно-исследовательских работ подготовлены и опубликованы 4 работы: 

    Феклистова, С. Н. Раннее слухоречевое развитие детей с нарушением слуха как условие успешности интегрированного и инклюзивного образования / С. Н. Феклистова, А. В. Веретенникова //  Инклюзивные процессы в образовании: материалы Международная конференция, г.Минск, 27–28 окт. 2016. / Министерство образования Республики Беларусь; редкол.  А. М. Змушко [и др.]. – Минск: БГПУ, стр.- 341-344;

    Феклистова, С. Н. Методика развития речи детей с нарушением слуха: учебно-методическое пособие / С. Н. Феклистова. – Минск: НИО, 2016г.,128 стр.;

    Феклистова, С. Н. Содержание и организация коррекционной работы с детьми с кохлеарными имплантами раннего и дошкольного возраста опыт Республики Беларусь / С. Н. Феклистова, Т. И. Обухова, А. В. Веретенникова // // Szkola Specjalna. – 2016.  № 5. – стр. 362 – 371;

    Феклистова, С. Н. Ранняя комплексная помощь детям с нарушением слуха в Республике Беларусь: опыт и перспективы развития / С. Н. Феклистова // Раннее и дошкольное образование в системе непрерывного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по материалам научно-практ. конф. (22 – 23 марта 2017 г.) / Сост. О. Г. Приходько, В. В. Манулова, А. С. Павлова. – М.: Парадигма, 2017. стр. 211 – 216.

    В рамках взаимодействия с филиалом кафедры института инклюзивного образования БГПУ имени М. Танка проводятся курсы, вебинары и дистанционное консультирование преподавателями и специалистами учреждения родителей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.

    За отчетный период в рамках деятельности базового учреждения филиала кафедры оформлены рецензии на следующие программы и учебно-методические пособия:

    программа коррекционных занятий для детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста «Развитие слухового восприятия»;

    программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» для 1-5 классов второго отделения специальных общеобразовательных школ для детей с нарушением слуха;

    программа коррекционных занятий «Развитие речи» для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха  I-VI годы обучения;

    программа коррекционных занятий «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха I-VI годы обучения;

    программа коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха I-VI годы обучения;

    учебно-методическое пособие для педагогов учреждения образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования «Методика обучения сюжетной игре детей дошкольного возраста с нарушением слуха» и др.

    Результатом многолетней совместной деятельности учреждения образования и кафедры явилось создание в республике  Республиканского методического объединения педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс для детей с нарушением слуха, деятельность которого показало большую заинтересованность педагогических коллективов в совместном обсуждении возникающих в процесс обучения и воспитания лиц с нарушением слуха вопросов, активном транслировании лучшего педагогического опыта.

    Дополнительно к плану работы по запросам специалистов учреждения преподавателями кафедры проведено в отчетном 2016/2017 учебном году:

    круглый стол «Преемственность поколений» по обмену опытом работы учителей-дефектологов и студентов института инклюзивного образования БГПУ имени М. Танка;

    семинар-практикум для педагогов государственного специального дошкольного учреждения «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха» по разделу учебного плана «Искусство» (сентябрь 2016г.);

    семинар-практикум для руководителей и педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования по теме: «Программное обеспечение коррекционной работы по развитию устной речи и слухового восприятия детей с нарушением речи» (октябрь 2016г.);

    Постоянно по запросу оказывается консультативная помощь педагогам Республиканского центра преподавателями университета.

    Ежегодное мероприятие для первокурсников по введению в профессию стало традиционным. Сотрудники кафедры университета, директор и учителя-дефектологи учреждения рассказывают о значении и роли сурдопедагога в жизни и судьбе неслышащего ребенка и его семьи, чем способствуют укреплению осознанности выбора профессии и формированию личностных качеств у будущих специалистов.

    Продолжается совместная работа по созданию банка дидактических игр по развитию слухового восприятия и речи, познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

    Результатом совместной деятельности учреждения и университета в рамках филиала стало создание «банка педагогических идей» в области обучения и воспитания детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста, банка электронных публикаций.

    На сайте учреждения находится вкладка «Филиал кафедры коррекционно-развивающих технологий на базе Государственного специального дошкольного учреждения «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха», в которой содержится вся информация о ходе его деятельности.

    На нашей базе в рамках совместной работы как филиала кафедры планируется реализация ряда учебных дисциплин учебного плана, выполнение диссертационных исследований (Железной Д.А., Тимошек А.О.)

    Также в новом учебном году планируется проведение экспериментального проекта Министерства образования Республики Беларусь «Апробация аудиовизуальных комплексов, как средства развития речи детей с нарушением слуха на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования», что будет способствовать усовершенствованию  работы по развитию слухового восприятия и обучению речи детей с нарушением слуха, на базе накопленного в учреждении опыта.

    Одной из задач нашего учреждения является активное использование ИКТ в работе с детьми, родителями, специалистами.  В последнее время дистанционное консультирование становится одной из эффективных форм оказания консультативной помощи, которая используется и при подготовке студентов в период прохождения практики, что способствует качественной и всесторонней подготовке будущих специалистов.

    Заместитель директора по УМР                                      Л.Я.Гаврильцева 

    Одно окно

    График приема