Государственное специальное дошкольное учреждение "Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха"

  • Обращение директора
  • История
  • Предмет, основные цели и задачи деятельности учреждения
  • Филиал кафедры коррекционно-развивающих технологий УО "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"
  • Структура учреждения
  • Наши специалисты
  • Контактная информация
  • Нормативные документы
  • Инновационный проект 2014-2016 года

    Инновационный проект:

    «Внедрение программного обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста»

     

    Обоснование актуальности инновационного проекта:

    На современном этапе одним из эффективных способов слухопротезирования и реабилитации детей, имеющих тяжелые нарушения слуха, признана кохлеарная имплантация. В Республике Беларусь операции по  кохлеарной имплантации осуществляются с 2000 года. Однако до 2008 года они были единичными (от 7 до 12 операций в год). Сегодня в республике можно выделить две основные тенденции:

    -     увеличение количества операций кохлеарной имплантации;

    -     снижение возраста пациентов, которым выполняется операция.

    Кохлеарная имплантация открывает большие возможности для результативной коррекционной работы с детьми, имеющими глубокое нарушение слуха. Как способ слухопротезирования, кохлеарная имплантация возвращает человеку физическую возможность воспринимать окружающие неречевые и речевые звуки. В то же время для того, чтобы ребенок научился их адекватно воспринимать, понимать их значение и овладел речью, требуется достаточно длительный срок (по данным И.В. Королевой (Россия), средний срок реабилитации при благоприятных условиях составляет 5 – 7 лет). Эффективность коррекционной работы определяется рядом факторов, ведущими из которых выступают возраст, в котором проведена операция, профессиональная компетентность учителя-дефектолога и степень включенности родителей в процесс послеоперационной слухоречевой реабилитации.

    В соответствии с Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 128 «Об определении медицинских показаний и  противопоказаний для получения образования» детям с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом в зависимости от уровня речевого развития, могут быть рекомендованы учреждения, как общего, так и специального образования (на уровнях дошкольного и общего  среднего образования). Это, в свою очередь, требует особого внимания к подготовке кадров к работе с указанной категорией детей.

    Возрастающее количество детей раннего и дошкольного возраста данной категории, необходимость оказания им своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической помощи, отсутствие программного обеспечения по коррекционной работе с детьми с нарушением слуха  до и после операции по кохлеарной имплантации определило необходимость разработки темы научно-исследовательской работы: «Разработка программно-методического обеспечения коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с кохлеарными имплантами» (2010 г.) и реализации экспериментального проекта «Апробация программного обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста с кохлеарными имплантами» (2011-2014 гг.).

    Результаты экспериментальной деятельности подтвердили эффективность предложенных на апробацию программ. Внедрение и распространение экспериментально апробированных программ позволит специалистам осуществлять коррекционную работу с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, на более высоком качественном уровне. Это позволит создать условия для максимальной  их социализации и  интеграции в обществе.

    В условиях развития инклюзивного образования в Республике Беларусь деятельность в данном направлении становится еще более актуальной.

    Концептуальные положения (теоретическая основа инновационного проекта). Основополагающими критериями для разработки и реализации инновационного проекта выступили методологические положения:

     о единстве закономерностей развития ребенка в норме и в условиях слуховой депривации (Л.С. Выготский);

     о ведущей роли обучения и “зоне ближайшего развития” (Л.С. Выготский);

     о ведущей роли слухового восприятия в овладении речью детьми с кохлеарными имплантами (И.В. Королева);

    о возникновении и развитии речи как средства общения (М.И. Лисина);

    о коммуникативно-деятельностном подходе в обучении речи (И.А. Зимняя, С.А. Зыков,Е.И. Пассов и др.).

    Основная идея инновационного проекта:

    внедрение экспериментально апробированного программного обеспечения коррекционной работы с детьми с кохлеарными имплантами, учитывающего особенности их слухоречевого и познавательного развития, в аспекте современных тенденций специального образования Республики Беларусь,  предоставит возможность учителям-дефектологам осуществлять квалифицированную коррекционную работу по развитию слухового восприятия, устной речи и познавательной деятельности детей, что обеспечит условия для их максимальной социализации. 

    Программное обеспечение коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, в Республике Беларусь внедряется впервые.

    Цель инновационного проекта:

     внедрить апробированное в процессе экспериментальной деятельности программное обеспечение коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста. 

    Задачи инновационной деятельности:

    -     создать условия для осуществления инновационной деятельности (мотивационная готовность педагогов, методическое оснащение педагогического процесса);

    -     внедрить программу коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста «Развитие слухового восприятия»;

    -     внедрить программу коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста «Развитие устной речи»;

    -     разработать методические рекомендации, наглядно-демонстрационный материал к программам, представленным в инновационном проекте;

    -     осуществить мониторинг результативности деятельности инновационного проекта;

    -     обобщить и распространить опыт коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста.

    Сроки реализации:

    Инновационный проект рассчитан на два года – 2014-2016 гг.

    Этапы инновационной деятельности:

    1.Подготовительный (сентябрь 2014г):

    -       создание группы педагогов, участников инновационного проекта;

    -       проведение методических мероприятий, направленных на повышение педагогической компетентности по вопросам обучения и воспитания детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом;

    -       изучение программного обеспечения, представленного в инновационном проекте, составление календарного плана коррекционной работы;

    -       разработка карт мониторинга состояния слухового восприятия и устной речи  детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.

    2. Деятельностный (сентябрь 2014г.- май 2015г.; сентябрь 2015г.- май 2016г.):

    -       реализация коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста;

    -       организация взаимодействия специалистов, работающих с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом;

    -       мониторинг состояния слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом;

    -       анализ промежуточных результатов инновационной деятельности;

    -       повышение профессиональной компетентности педагогов через различные формы организации методической работы (консультации, семинары, круглые столы и т.д.);

    -       разработка планирования, методических рекомендаций, наглядно-демонстрационного материала по представленным в инновационном проекте программам.

    3. Заключительный (апрель – май 2016 г.): 

    -       обобщение результатов инновационной деятельности;

    -       проведение круглого стола по итогам инновационного проекта.

     

    Критерии и показатели, по которым будет определяться качество реализации проекта: 

     

    Показатели

    Критерии

    Развитие слухового восприятия

    Умение обнаруживать и узнавать неречевые звуки

    Умение дифференцировать звуки по громкости, высоте, длительности звучания

    Умение воспринимать, различать и опознавать различные речевые единицы (слова различной слоговой и ритмической структуры, фразы, фонемы)

    Развитие речи

    Понимание обращенной речи

    Овладение произносительными навыками в соответствии со слуховым возрастом

    Объем пассивного словаря

    Объем активного словаря

    Умение согласовывать слова в предложении.

     

    Ресурсное обеспечение проекта.

     

    Правовое и нормативное обеспечение инновационной деятельности:

     

    1. Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь».
    2. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
    3. Инструкция Министерства образования РБ «О порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования», утвержденная Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01. 09. 2011 г. № 251.
    4. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 31.08.2012 № 93 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций».

    База внедрения инновационного проекта:

    2014/ 2015 учебный год – группы  для слабослышащих детей (№1, №2, №3, №5, №6); группы кратковременного пребывания (№7, №8);

    2015/ 2016 учебный год – группа для слабослышащих детей (№1, №2, №3, №5, №6); группы кратковременного пребывания (№7, №8).

    Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта:

    В учреждении функционирует 6 групп для детей с нарушеними слуха (5 групп для слаболышащих воспитанников и 1 группа для неслышащих воспитанников), 2 группы кратковременного пребывания. Организация образовательной работы и оказание коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, предусмотрена в группах для слабослышащих воспитаннников и в группах кратковременного пребывания.

    Педагогический состав представлен следующими специалистами: 8 учителей-дефектологов, 12 воспитателей, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Все педагоги имеют высшее специальное образование, 1 учитель-дефектолог и музыкальный руководитель прошли обучение в г.Загребе (Хорватия) и получили сертификаты международного образца II степени, 1 учитель-дефектолог прошел обучение по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, на базе Санкт- Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи.

    Кабинеты учителей-дефектологов оснащены необходимым диагностическим, наглядно-демонстрационным и методическим материалом для организации образовательной работы и оказания коррекционно-педагогической помощи детям данной категории.

    В учреждении накоплен достаточный педагогический опыт по работе с неслышащими воспитанниками. Оказание коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, и консультативной помощи их законным представителям осуществляется с 2002 года. В методическом кабинете собраны мультимедийные презентации и видеофильмы из опыта работы учреждения по данной тематике, представлен опыт работы учреждений стран ближнего и дальнего зарубежья (Германии,  Италии,  Хорватии, России и др.).

    Учреждение имеет опыт научно-исследовательской работы (2008-2009 гг.) и экспериментальной деятельности “Апробация макетных образцов программ  коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста с кохлеарными имплантами" (2011-2014 гг.), неоднократно представляющее результаты своей деятельности на республиканских и международных семинарах и конференциях, выставках:

    2011 г. Международный симпозиум «СУВАГУ-50»  г. Загреб, Хорватия;

    2011г. Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья»  г. Москва;

    2012г. Республиканский семинар «Приоритетные направления  коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха» г. Минск;

    2012г. Республиканский научно-практический семинар «Механизмы совершенствования работы по оказанию ранней комплексной помощи детям в ЦКРОиР» г. Минск;

    2014г. Республиканский семинар «Оказание коррекционно-педагогической помощи детям, компенсированным кохлеарным  имплантом».

    Учреждение являлось участником следующих международных проектов: “Аудиологическая медицинская помощь детям” (г.Милан, Италия); “Верботональный метод в реабилитации лиц с нарушением слуха” (г.Загреб, Хорватия; г.Киев, Украина; г.Москва, Россия).

     

    Участники инновационного проекта:

     

    № п/п

    Фамилия имя

    отчество

    Должность

    Образование

    Квалифи-кационная

    категория

    Педагоги-ческий  стаж

    1

    Гаврильцева Лариса Яковлевна

    Заместитель директора по учебно-методической работе

    Высшее специальное

    высшая

    41 год

    2

    Раткевич Александра Владимировна

    Учитель-дефектолог

    Высшее специальное

    высшая

    20 лет

    3

    Ляпко Светлана Владимировна

    Учитель-дефектолог

    Высшее специальное

    первая

    7 лет

    4

    Деревяго Татьяна Владимировна

    Учитель-дефектолог

    Высшее специальное

    б\к (учитель-дефектолог)

    первая (воспитатель)

    11 лет

    5

    Некрашевич Ксения Александровна

    Учитель-дефектолог

    Высшее специальное

    б\к

    2 года

    6

    Боровкова Ольга Николаевна

    Учитель-дефектолог

    Высшее специальное

    вторая

    9 лет

    7

    Золотухо

    Елена Ивановна

    Учитель-дефектолог

    Высшее специальное

    б\к

    3 года

    8

    Кабуш

    Ирина

    Вацлавовна

    Учитель-дефектолог

    Высшее специальное

    высшая

    38 лет

    Одно окно

    График приема