Государственное специальное дошкольное учреждение "Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха"

  • Обращение директора
  • История
  • Предмет, основные цели и задачи деятельности учреждения
  • Филиал кафедры коррекционно-развивающих технологий УО "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"
  • Структура учреждения
  • Наши специалисты
  • Контактная информация
  • Нормативные документы
  • Рекомендуем: "Особенности обучения изобразительной деятельности детей с нарушением слуха"

    Семинар-практикум на тему «Особенности обучения изобразительной деятельности детей с нарушением слуха»

     Е.Н. Сороко, доцент кафедры сурдопедагогики,

    кандидат педагогических наук, доцент

     Принципы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха

     Общепедагогические принципы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха:

    –       онтогенетический принцип, основанный на учете закономерностей развития изобразительной деятельности в период дошкольного детства;

    –       принцип деятельностного подхода к организации образовательного процесса с детьми с нарушением слуха, предполагающий учет ведущего вида (игровой) и других видов деятельности, генетически с ним связанных (изобразительной);

    –       принцип систематичности и последовательности, предусматривающий адекватность использования методов, приемов и форм педагогической работы по обучению изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха в соответствии с особенностями ее развития в условиях слуховой депривации;

    –       принцип доступности, предполагающий оптимальное соответствие уровня сложности формируемых представлений, знаний, умений и навыков, темпа обучения реальным возможностям детей дошкольного возраста с нарушением слуха;

    –       принцип наглядности, обусловливающий необходимость опоры на чувственный познавательный опыт ребенка с нарушением слуха;

    –       принцип сознательности и активности ребенка в процессе обучения как одно из условий, необходимых для положительного и ценностного отношения детей к изобразительной деятельности.

    Специальные принципы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха:

    –       принцип коррекционной направленности обучения изобразительной деятельности, который предполагает реализацию потенциальных возможностей ребенка с нарушением слуха, обеспечение компенсаторного пути его развития;

    –       принцип индивидуального подхода, который заключается в ориентации педагога на личность ребенка с нарушением слуха и на его индивидуальный темп обучения в соответствии с особенностями развития психической, физической и эмоционально-волевой сфер;

    –       принцип стимуляции коммуникативного поведения, который предполагает создание условий для речевого общения детей с нарушением слуха со взрослым, друг с другом в процессе создания изображения с учетом соединения чувственного познания со словом, овладением терминологической лексикой.

     

    Современные подходы к обучению изобразительной деятельности детей с нарушением слуха на начальном этапе

     

    Совершенствование содержания обучения детей с особенностями психофизического развития с целью повышения уровня их социальной компетентности обеспечивается качеством коррекционно-педагогической помощи в процессе деятельности. Дошкольный возраст является сензитивным к овладению основными видами деятельности как источнику накопления социального опыта. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. В то же время на развитие ребенка значительное влияние оказывает и изобразительная деятельность, которая рассматривается как «специфически детский» продуктивный вид деятельности (Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина).

    Исследования, направленные на изучение детей со слуховой депривацией, свидетельствуют о том, что наряду с нарушением функционирования слухового анализатора у них отмечаются особенности в речевом, познавательно и физическом развитии (А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Л.А. Головчиц, Т.А. Григорьева, Т.И. Обухова, Г.В. Трофимова, С.Н. Феклистова, Н.Д. Шматко и др.). Вследствие этого дети с нарушением слуха «выпадают» из социального и культурного пласта общечеловеческого развития, что нарушает условия для их «врастания в культуру», в результате чего по отношению к ним перестают действовать специфические для каждого возрастного периода способы решения традиционных образовательных задач, соответствующие нормальному типу развития. Для нормализации жизнедеятельности ребенка с нарушением слуха необходимо специально организованное образовательное пространство, основанное на использовании «обходных путей», других способах и средствах педагогической помощи. Одним из таких способов педагогической помощи, который позволяет реализовать специальные образовательные потребности ребенка, развивающегося в условиях слуховой депривации, является использование первого детского продуктивного вида деятельности – изобразительной деятельности. Однако нарушение слуха, своеобразие развития психофизической сферы, задержка в становлении предметной и игровой деятельности отрицательно сказываются на овладении детьми рисованием, лепкой и аппликацией.

    Как показывают наблюдения, в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха недостаточно реализуется коррекционная направленность этого процесса: большинство педагогов рассматривает его только с позиции овладения детьми изобразительными умениями, необходимыми для создания какого-либо изобразительного продукта. Существующая практика работы в этой образовательной области в полной мере не учитывает особенностей становления первой продуктивной деятельности в условиях слуховой депривации. Такой подход является недостаточно эффективным и не способствует включению детей с нарушением слуха в изобразительную деятельность, что требует определения новых стратегий в данном направлении.

    В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что фундаментальным условием, предпосылкой успешного выполнения любой деятельности является наличие готовности к ней – сложного образования, имеющего динамическую структуру, между компонентами которого существуют функциональные зависимости (Д.Н. Узнадзе, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др.). Следовательно, у дошкольников, в том числе и с нарушением слуха, должна быть сформирована готовность, которая обусловит эффективность обучения изобразительной деятельности, в частности ее первому виду – предметному изображению.

    Коррекционно-педагогическая работа по формированию готовности детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха к изобразительной деятельности должна осуществляться с учетом закономерностей развития данного образования в норме и особенностей их проявления в условиях слуховой депривации, единства структурных компонентов готовности и этапов ее формирования.  

    Цель методики – обеспечить готовность неслышащих и слабослышащих детей младшего дошкольного возраста к созданию предметного изображения в единстве ее мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого и организационно-деятельностного компонентов.

    Основная идея методики – дифференциация работы с детьми с нарушением слуха с учетом уровня готовности к изобразительной деятельности обеспечивает полноценное овладение ими собственно изобразительными знаниями, умениями и навыками и способствует использованию этой продуктивной деятельности как средства психофизического, эмоционально-волевого и творческого развития.

    В реализации методики нами были определены два взаимосвязанных этапа: подготовительный (формирование первичной готовности) и основной (формирование вторичной готовности). На каждом из этапов коррекционно-педагогическая работа осуществляется по трем направлениям. Первое направление – формирование мотивационно-ценностного компонента; второе направление – формирование эмоционально-волевого компонента и третье направление –  формирование организационно-деятельностного компонента. При этом на подготовительном этапе акцент делается на формировании мотивационно-ценностного и эмоционально-волевого компонентов, а на основном этапе – на формировании в единстве всех трех структурных компонентов. Дифференциация коррекционно-педагогической работы на каждом из этапов обучения осуществляется за счет усложнения и обогащения обучающего материла, а также использования вариативных методических приемов и форм организации педагогической работы.

    Реализация этапов по формированию готовности детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха к изобразительной деятельности должна осуществляться в соответствии с соблюдением следующих педагогических условий: активизация познавательной деятельности в процессе формирования готовности; учет индивидуальных особенностей детей; связь обучения с накоплением социального опыта; создание эстетически-развивающей среды; преемственность в овладении изобразительными умениями: лепными, рисуночными и аппликационными; взаимосвязь различных образовательных областей дошкольного образования («Искусство», «Ребенок и природа», «Ребенок и общество», «Развитие речи» и т.д.). Выделенные педагогические условия способствуют успешному развитию данного образования в условиях слуховой депривации.

    Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию первичной готовности детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха к изобразительной деятельности

    Формирование мотивационно-ценностного компонента

    Формирование эмоционально-волевого компонента

    Формирование организационно-деятельностного  компонента

    1. Вызывание интереса к объектам, используемым для изображения, орудиям, материалам, процессу и продуктам изобразительной деятельности.

    2.  Формирование знаний детей о значимости продукта изобразительной деятельности для себя и ближайшего окружения.

    3.  Вызывание интереса к занятиям по изобразительной деятельности

    1.  Формирование умения осуществлять изобразительные действия на протяжении всего времени выполнения задания.

    2.  Формирование культуры поведения в соответствии с заданной ситуацией (доводить начатое дело до конца, действовать в соответствии с правилами).

    3.  Формирование умения проявлять эмоции, соответствующие ситуации

    1.  Формирование знаний детей о том, что окружающие объекты могут быть изображены.

    2.  Формирование знаний о функциональном назначении орудий и материалов изобразительной деятельности.

    3.  Формирование умения осуществлять перцептивные действия (ощупывающие и обводящие).

    4.  Формирование умения соотносить изображение с изображаемым объектом.

    5.  Формирование умения осуществлять  целенаправленные действия с изобразительными орудиями и материалами.

    6.  Формирование умения выполнять игровые действия с изобразительными продуктами.

    7.  Формирование умения снимать напряжение и дозировать усиление при сгибании пальцев.

    8.  Формирование умения дифференцированно захватывать орудия и материалы изобразительной деятельности.

    9.  Формирование умения выполнять свободные и легкие движения в плечевом и локтевом суставах.

    10. Формирование умения выполнять точные, свободные движения с изобразительными орудиями и материалами

    Выбор содержания коррекционно-педагогической работы на подготовительном этапе обучения обусловлен  тем, что развитие готовности к изобразительной деятельности у нормально слышащих детей младшего дошкольного возраста начинается до момента их включения в условия дошкольного образования. Мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты готовности, являющиеся регуляторами становления изобразительной деятельности, достигают необходимого уровня развития, что позволяет детям успешно овладевать умениями, необходимыми для создания первого ее вида – предметного изображения. В то же время, развитие выделенных структурных компонентов готовности к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста с нарушеним слуха характеризуется рядом особенностей: проявление неустойчивого интереса к изобразительной деятельности, непонимание значимости изобразительного продукта для себя и ближайшего окружения, индифферентное и отрицательное отношение к орудиям и материалам, процессу и результату создания изображения, неспособность к проявлению волевых усилий, обусловленное недостаточной концентрацией внимания, наличием определенных моторных затруднений в процессе действия с изобразительными орудиями и материалами и т.д.

    Поэтому особенно важно, прежде всего, вызвать у детей с нарушением слуха более продолжительный интерес к первой продуктивной деятельности, обеспечить проявление эмоционально-положительного отношения к процессу создания предметного изображения и к самому изобразительному продукту, сформировать у них представление о том, что объекты, которые их окружают, могут быть изображены. Важнейшей задачей также является формирование у детей понимания значимости изобразительного продукта. Решение данных задач способствует стимулированию мотивации детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха к изобразительной деятельности, в частности, к ее первому виду – предметному изображению.

    Для реализации содержания подготовительного этапа обучения целесообразно использовать наглядные (наблюдение, демонстрация) и практические (обследование, упражнение) методы; а также игровые приемы репродуктивного характера, приемы совместных и сопряженных действий, действий по подражанию (по целостному и поэлементному показу), самостоятельные изобразительные действия детей; подгрупповую и фронтальную формы организации педагогической работы.

     

    Методика формирования первичной готовности к изобразительной деятельности

     

    С целью стимулирования мотивации к изобразительной деятельности следует на глазах у детей создавать рисуночные, лепные и аппликационные изображения предметов, близких им по социальному опыту. Важнейшими условиями вызывания и развития интереса являются: привлекательность предмета, его новизна или изменение условий его предъявления. Поэтому объекты, выбранные для изображения, целесообразно предъявлять из разных пространственных точек (из-за ширмы, из-за спинки стула и т. д.). Это одновременно способствует развитию концентрации внимания, его переключения, слежения, увеличению объема. Можно использовать такие игры-упражнения, как игра «Ку-ку» (появление игрушки несколько раз из-за ширмы, из-за шкафа и т. д. в одном и том же месте); игра «Тут и там» (появление одной и той же игрушки попеременно в разных местах из-за спинки стула, из-за ширмы); игра «Кто? Что? Где?» (передвижение одной игрушки вдоль ширмы – например, клоун идет); игра «Смотри, смотри» (появление двух разных игрушек попеременно в разных местах из-за ширмы); игра «Вот идем, вот бежим» (передвижение нескольких игрушек друг за другом вдоль ширмы – например, куколка везет машинку, за ней бежит собачка и т. д.). По завершении демонстрации игрушек взрослый вместе с детьми через прием совместных действий может обыграть каждую из них, обследовать через ощупывающие (для создания лепного изображения) или обводящие (для создания рисуночного или аппликационного изображения) движения и, наконец, на газах у детей воссоздать их изображение. При этом педагогу следует выражать свое эмоциональное отношение к игрушкам, процессу создания изображения и к изобразительному продукту вокализациями типа: «Ах!», «Ох!», «Вот», «Тут», вовлекая детей в процесс эмоционального говорения. После чего детям можно предложить соотнести изображение с игрушкой-натурой и произвести игровые действия с ними.

    Согласно данным психолого-педагогических исследований, у детей, развивающихся в условиях слуховой депривации, отмечаются значительные моторные затруднения, возникающие в результате действия с изобразительными орудиями и материалами. С целью коррекции этих нарушений можно использовать следующие группы упражнений.

    Первая группа упражнений направлена на выполнение движений с большой амплитудой: свободные и легкие движения в плечевом и локтевом суставах, движения кистью и пальцами. Упражнения включают имитационные движения с опорой на демонстрацию: например, «Петушок машет крыльями», «Бабочка летит», «Ветер гнет ветки» (прямые руки поднимаются и опускаются); «Паровозик» (руки согнуты в локтях, локти прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулаки, круговые движения в локтевых суставах); «Клоун на перекладине» (круговые движения прямыми руками); «Положи-возьми» (наклонение ребенка за игрушкой вправо-влево, вперед-назад со сгибанием и разгибанием рук); «Звонок» (потряхивание расслабленной кистью) и т. д. Особое внимание необходимо обращать на умение противопоставлять первый палец остальным. Например, в игре «Колечко» можно упражнять детей в соединении первого пальца со вторым, третьим и т.д.

    Вторая группа упражнений способствует снятию напряжения и дозировке усиления при сгибании пальцев: легкое нажимание на пульверизатор первым, вторым и третьим пальцами («щепоткой») с направлением струи воздуха на ватку, клочок бумаги, шарик, передвигая их по поверхности стола; легкое нажимание пальцами на грушу игрушки, вызывая ее передвижение – например, «Скачущая лошадка» и другие аналогичные игрушки. Большое внимание следует уделять положению пальцев рук при разных способах взятия предметов и манипуляциях с ними (игры «Один, два, три – повтори», «Лети, шарик, высоко», «Нажми» и др.).

    Третья группа упражнений предусматривает формирование правильного дифференцированного захвата. Для этого можно использовать предметы, контрастные по размеру, форме и структуре: кубик и линейка, пуговица и мяч, песок и вата, лист бумаги и книга, нитка и гимнастическая палка, лента и веревка. Для этого целесообразно создавать специально созданные ситуации, чтобы дети могли поупражняться во взятии игрушек разной формы и величины (пирамидки, кольца, кубики); спортивного инвентаря (мячи, гантели, гимнастические палки, скакалки); перекладывании предметов с одного места на другое, с руки на руку (игры «Лови, лови», «Кулачок-ладошка», «Что спряталось в ладошке?», «Пальчик-мальчик»).

    Четвертая группа упражнений направлена на развитие свободных движений пальцев рук при удерживании карандаша и кисти, захватывании и выкладывании аппликационных элементов. В работе с детьми можно использовать игры с мозаикой, бусами, счетными палочками с учетом чередования максимального сгибания и разгибания пальцев. Детям предлагается брать предметы из коробочки и складывать под рукой, стараясь не сдвинуть руку с места, а только разгибая и сгибая собранные «щепоткой» большой, указательный и средний пальцы. Такого рода упражнения с аналогичными предметами, а также с предметами бытового назначения (чашка, ложка, расческа, щетка и др.) целесообразно рекомендовать родителям для проведения их в домашних условиях (игры «Собери бусы», «Волшебная коробочка», «Куклы собираются на прогулку» и т. д.).

    Пятая группа упражнений направлена на развитие свободных движений пальцев рук в процессе преобразования пластилина и глины. Для формирования умения оказывать давление на эти материалы можно предложить детям надавливать пальцами на мягкую резиновую игрушку, на надутый воздушный шар; нажимать и продвигать мелкие предметы указательным пальцем с последующим сбрасыванием в коробочки, поочередно вдавливать со сменой пальцев кусочки пластилина и т. д. В домашних условиях можно использовать тесто и влажный песок (игры «Нажми на шарик», «Узоры», «Испечем пирожки» и т. д.).

    С целью ознакомления детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха со свойствами и функциональным назначением изобразительных орудий и материалов на каждом занятии следует предоставлять им возможность самостоятельно подействовать с ними. Например, на занятиях по созданию лепного изображения игрушек детям можно предложить пластилин разного цвета, на занятиях по рисованию – разноцветные карандаши и листы белой бумаги, а на занятиях по созданию аппликаций – вырезанные из цветной бумаги аппликационные элементы. Если дети не включаются в продуктивную деятельность, следует оказать им стимулирующая помощь: взрослый руками ребенка совершает действие с изобразительными орудиями и материалами (совместные действия). Созданные детьми элементарные изобразительные продукты необходимо эмоционально-положительно оценивать, использовать в игровой деятельности, демонстрировать детям и воспитателям из других групп, работникам учреждения дошкольного образования, родителям, выставлять в наборное полотно и т.д. Это способствует  формированию у детей понимания значимости созданных ими изображений.

    Таким образом, реализация содержания подготовительного этапа обучения способствует развитию мотивационно-ценностного и эмоционально-волевого компонентов структуры готовности, что является значимым для успешного овладения детьми с нарушением слуха изобразительными умениями, необходимыми для создания предметного изображения (первичная готовность). При этом организационно-деятельностный компонент готовности находится на стадии становления и только в процессе самого обучения изобразительной деятельности становится значимым. Поэтому содержание основного этап обучения направлено на развитие всех трех структурных компонентов готовности в единстве.

     

    Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию вторичной готовности детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха к изобразительной деятельности

    Формирование мотивационно-ценностного компонента

    Формирование эмоционально-волевого компонента

    Формирование организационно-деятельностного компонента

    1.  Вызывание интереса к взаимодействию со взрослым и детьми в процессе создания коллективных работ.

    2.  Формирование знаний детей о значимости продукта изобразительной деятельности для себя и ближайшего окружения.

    3.  Поддерживание интереса к объектам, используемым для изображения, орудиям и материалам, процессу и продуктам изобразительной деятельности.

    4.  Поддерживание интереса к занятиям по изобразительной деятельности

    1. Формирование культуры поведения в условиях самостоятельного, а также совместного со взрослым и детьми выполнения задания.

    2.  Закрепление умения осуществлять изобразительные действия на протяжении всего времени выполнения задания.

    3.  Стимулирование проявления эмоций в соответствии с особенностями ситуации

    1. Формирование умения воспринимать рисунки, лепные и аппликационные работы как отражение реально существующих объектов.
    2. Формирование умения действовать с изобразительными орудиями и материалами с учетом их функционального назначение.
    3. Формирование умения проводить линии в разном направлении (прямые, ломаные, замкнутые).
    4. Формирование умения осуществлять преобразующие действия с пластилином (отщипывание, скатывание, соединение и др.).
    5. Формирование умения создавать аппликационное изображение с помощью приемов выкладывания, прикладывания и наклеивания.
    6. Формирование умения создавать индивидуальные и коллективные изображения  традиционным и нетрадиционным способами.
    7. Актуализация знаний детей о том, что окружающие объекты могут быть изображены.
    8. Развитие перцептивных действий (ощупывание, обведение, зрительное соотнесение).
    9. Развитие умения соотносить изображение с изображаемым объектом.
    10. Развитие умения выполнять игровые действия с изобразительными продуктами.
    11. Развитие умения дифференцированно захватывать орудия и материалы изобразительной деятельности.
    12. Развитие умения выполнять точные, свободные движения с изобразительными орудиями и материалами.
    13. Обогащение словаря специфической лексикой, связанной с изобразительной деятельностью

    Реализация содержания основного этапа обучения целесообразно осуществлять на основе использования наглядных (наблюдение, демонстрация), практических (обследование, упражнение) и словесных (инструкция, описание) методов; применения системно усложняющихся игровых приемов репродуктивного и проблемного характера, руководства детьми деятельностью друг друга, совместных и сопряженных действий, действий по поэлементному или целостному показу, по образцу, самостоятельных изобразительных действий детей; в процессе фронтальной и парной (по парам) форм организации педагогической работы.

    Методика формирования вторичной готовности к изобразительной деятельности

     

    Для поддержания интереса к рисованию, лепке и аппликации, развития эмоционально-волевой регуляции процесса создания изображения, формирования социальной мотивации к изобразительной деятельности следует создавать игровые и проблемные ситуации. Вот несколько примеров.

    Занятие по рисованию на тему «Зайка прыгает» начинается с сюжетно-отобразительной игры «Зайка прыг-скок». Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, а из-за нее «выскакивает» зайка. Взрослый обыгрывает игрушку, показывает детям, как прыгает зайка (траектория дуги) и побуждает ребят к воспроизведению аналогичных действий руками, отталкиваясь пальцами от стола. После чего воспитатель раздает детям цветные карандаши, листы бумаги с нарисованными на них зайкой, линией земли, точками-ориентирами для передачи траектории дуги и показывает способ ее изображения: сначала указательным пальцем и карандашом в воздухе, затем на листе бумаги. Дети выполняют аналогичные действия. После этого зайка «прыгает» по дорожкам, изображенным ребятами.

    На занятии по лепке на тему «Угощение для кукол», в гости к детям «приходят» куклы. Воспитатель сообщает ребятам, что куклы хотят «пить» и «кушать», и предлагает им угостить гостей чаем и печеньем. С этой целью взрослый раздает каждому ребенку по набору посуды: чашку и тарелочку. Сначала дети поят кукол чаем. Затем взрослый кормит свою куклу печеньем, а у детей для своих кукол угощения нет. Для того чтобы изготовить печенье, ребятам раздается пластилин коричневого цвета, от которого они по подражанию действиям воспитателя сначала отщипывают кусочек, скатывают тремя пальцами шарик и затем прижимает его указательным пальцем к тарелочке. После чего дети угощают печеньем кукол, которые «благодарят» и «хвалят» их.

    Для развития мелкой моторики пальцев руки и зрительно-двигательной координации целесообразно использовать серию игр-упражнений, которые необходимо последовательно включать в каждое занятие: «Длинный – короткий», «Машина едет по дорожке», «Дождик кап-кап», «Деревья» (развитие свободных движений пальцев рук); «Веселые маляры», «Ветер-ветерок» (развитие умения выполнять плавные движения руками в разных направлениях); «Пальчики здороваются», «СемьЯ», «Зайка прыг-скок», «Колечко» (развитие силы и точности движений); «Собери пирамидку», «Листья падают, кружатся» (развитие умения выполнять свободные и легкие движения пальцами и кистями рук); «Крючочки», «Летите, листочки!», «Снежки», «Собери яблочки в корзину» (развитие правильного дифференцированного захвата) и т. д.

    С целью обучения базовым лепными, рисуночными и аппликационным умениям детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха нами разработан комплекс игровых заданий.

    Для формирования базовых лепных умений можно провести занятия на следующие темы: «Свойства пластилина» (разминание, отщипывание маленьких кусочков от большого куска пластилина); «Конфеты для кукол» (отщипывание маленьких кусочков от большого куска пластилина и скатывание шариков круговыми движениями); «Зернышки для курочки», «Яблоневый сад», «Угощение для кукол», «Цветы», «Рыбки в аквариуме», «Бабочка» (отщипывание маленьких кусочков от большого куска пластилина и придавливание их указательным пальцем к плоской поверхности); «Дождик», «Солнышко» (надавливающим движением указательного пальца размазывание пластилина по картону), «Ежик», «Каштан» (оттягивание пластилина от целого куска) и т. д.

    Пример занятия по созданию лепного изображения на тему «Ежик». Дети заходят в групповую и видят полянку, на которой под пеньком сидит лесной гость – ежик (игрушка). Взрослый вместе с детьми рассматривает ежика, обследует через ощупывающие движения, обращает внимание на колючие иголки. Затем предлагает ребятам поиграть в игру «Колкие иголки». С этой целью взрослый скрещивает пальцы правой и левой рук и попеременно сгибает и разгибает их. Дети по подражанию действиям взрослого совершают аналогичные движения. Воспитатель дотрагивается своей рукой до пальцев рук детей и быстро одергивает ее, показывая тем самым, какие колючие «иголки». После игры воспитатель предлагает ребятам изготовить ежиков из пластилина. Для этого каждый ребенок получает заготовки – овалы из коричневого пластина, а также кусочки пластилина красного цвета. Дети сопряженно со взрослым оттягивают пластилин от целого кусочка, создавая таким образом иголочки. Затем из кусочков красного пластилина изготавливаются яблочки: дети по подражанию действиям взрослого отщипывают кусочки пластилина, скатывают из них шарики и прикрепляют их на спину ежика. В конце занятия изготовленные детьми лепные поделки ежиков располагаются на лесной полянке и эмоционально-положительно оцениваются.

    В процессе обучения детей рисованию линий в разных направлениях рекомендуется использовать следующий алгоритм действий: зарисовка взрослым линий на листе бумаги с последующим проведением детьми по этим линиям указательным пальцем, проведение взрослым и детьми линий в воздухе карандашом или кисточкой, самостоятельное изображение линий детьми (гуашью с помощью указательного пальца и кисточки, карандашами, фломастерами).

    Для овладения детьми умением проводить вертикальные линии сверху вниз можно провести игры-занятия типа: «Привяжем ниточки к шарам», «Цветные ниточки и палочки» и т. д. Для формирования умения проводить горизонтальные линии слева направо целесообразно использовать такие задания, как «Дорожки», «Дорожка к домику» и т. д. Для формирования умения проводить наклонные линии можно применять игры-занятия на темы: «Ель», «Зайка прыгает», «По кочкам», «Салфетка для мамы», «Красивый мячик» и др. Для обучения изображать замкнутые линии можно проводить такие игры, как «Цветные клубочки», «Разноцветные колечки» и др.

    Пример занятия по рисованию на тему «Коврик для куклы». В гости к детям «приходит» кукла. Воспитатель предлагает ребятам сделать ей подарки – коврики. К доске прикрепляются заранее изготовленный рисунок-образец. Воспитатель обращает внимание детей на направление полосок на коврике, проводит по ним указательным пальцем. Затем коврик-образец убирается. На чистом листе бумаги воспитатель показывает приемы рисования коврика: сначала проводит на равном расстоянии две вертикальные линии сверху вниз, а затем пересекает их горизонтальными линиями слева направо. Далее ребятам предлагается самостоятельно нарисовать коврики. По окончанию все работы выставляются в наборное полотно и «эмоционально-положительно оцениваются» куклой.

    Для овладения детьми базовыми аппликационными умениями нами эффективными являются занятия на темы: «Воздушные шары», «Гирлянда из флажков», «Бусы» (прикладывание и наклеивание готовых форм); «Цветок», «Украсим коврик» (выкладывание и наклеивание готовых форм) и др. Например, занятие по аппликации на тему «Бусы» начинается с прихода гостьи куклы в нарядных бусах. Ребята рассматривают бусы, примеряют их, обследуют по контуру с помощью обводящих движений. Затем бусы «случайно» рвутся, и взрослый просит детей помочь кукле починить их. Для этого воспитатель нанизывает на леску первую бусинку, побуждая детей по очереди совершать аналогичные действия (игра «Собираем бусы»). Собранные бусы возвращаются кукле. Затем воспитатель предлагает ребятам сделать бусы из бумаги. Для этого детям раздаются альбомные листы с нарисованной ниточкой, а также вырезанные из бумаги красного цвета аппликационные элементы – круги диаметром три сантиметра. После этого взрослый показывает последовательность создания аппликационного изображения бус: намазывает клеем обратную сторону круга, прикладывает его к нарисованной нитке и наклеивает. Дети выполняют аналогичные действия. В конце работы собираются, дети их демонстрируют кукле, которая «эмоционально-положительно оценивает» их.

    Для формирования представлений детей о комбинированных видах деятельности, о нетрадиционных способах создания изображений, для формирования умения вступать во взаимодействие как со взрослым, так и со сверстниками можно использовать следующую серию занятий: аппликация с элементами лепки, аппликация с элементами рисования («Яблоневый сад», «Цветок») и т. д., рисование пальчиками, ватными палочками («Дождик»), способом «принт» («Разноцветные листочки»), рельефная лепка («Нарядная елка», «Листья падают, кружатся»), аппликация из комочков бумаги («Снеговик»), обрывная аппликация («Листопад») и т. д.

    Пример занятия по рельефной лепке на тему «Листья падают и кружатся». Занятие начинается с игры «Собираем листья»: дети вместе с воспитателем рассматривают опавшие листья, собирают их, затем подбрасывают и наблюдают, как они кружатся и падают на землю. После этого воспитатель предлагает детям создать изображение осенних листьев. С этой целью взрослый раздает каждому ребенку лист картона с изображенными на нем деревьями, а также кусочки красного, желтого, оранжевого и коричневого пластилина. Ребята на основе показа воспитателем способа создания изображения отщипывают маленькие кусочки пластилина, прикрепляют их к основе и размазывают указательным пальцем. В конце занятия работы собираются и дети вместе со взрослым эмоционально-положительно оценивают их.

    Существенную роль в формировании готовности детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха к изобразительной деятельности играет эстетически-развивающая среда. В групповых комнатах следует создавать зоны художественно-эстетического творчества с разнообразными орудиями и материалами (карандаши, фломастеры, листы белой и цветной бумаги, бумажные заготовки для создания аппликаций, наборы силуэтных форм, плитки пластилина), благодаря которым дети смогут самостоятельно выбрать вид продуктивной деятельности и в свободное время создавать по собственному желания изобразительные продукты. Помещения групповой и раздевальной комнат необходимо украшать красочными игрушками, коллажами, эстампами, поделками из природного и бросового материала, репродукциями картин, книжной графикой к знакомым детям сказкам и рассказам. Эффективным являе

    Одно окно

    График приема